• пятница, 29 Марта, 13:18
  • Baku Баку 14°C

Мои счастливые звезды

06 мая 2018 | 12:05
Мои счастливые звезды

ПАМЯТЬ
29 апреля на 73-м году жизни покинул этот мир заслуженный деятель искусств Азербайджана, доктор философии по искусствоведению, композитор Гасан Ага Афрасияб оглу Адигезалзаде. Печальная весть быстро облетела Баку: поток искренних сожалений по поводу тяжелой утраты, добрых воспоминаний, в которых отмечаются заслуги Гасан муаллима в деле развития и пропаганды азербайджанской музыкальной культуры, его профессионализм, высокие человеческие качества, заполнил социальные сети…
Вспомнился 1982 год. Группа тогда молодых азербайджанских композиторов вылетела в Москву для участия в Фестивале азербайджанской камерной музыки и творческих встречах с представителями композиторской молодежи России. В составе группы - Гасан Адигезалзаде, Гюльназ ханым Абдуллазаде, Эльнара Дадашева, Тамилла Салимова, Мамедага Умудов, Джалал Аббасов, Фарида Меликова-Саттарова...
Мне посчастливилось быть свидетелем этих ярких событий. В рамках фестиваля с успехом прошли концерты на сцене Всесоюзного Дома композиторов, состоялись прослушивания музыки в записи, творческие дискуссии, на которых с российской стороны присутствовали к тому времени уже достаточно известные композиторы - Владимир Довгань, Николай Корндорф, Сергей Беринский и многие другие талантливые музыканты. Надо ли говорить, сколь важны такие события для творческой молодежи, как интересно и живо проходили обсуждения прослушанной музыки!
В свободное от основной программы время мы гуляли по Москве, успели попасть в Третьяковку (очередь была бесконечная, но для обладателей членских билетов Союза композиторов СССР беспрепятственно открывались двери творческих организаций). Во главе всех наших походов был Гасан. Старший по возрасту, он опекал нас, что-то рекомендовал, советовал, а по завершении фестиваля был озабочен лишь тем, какие выбрать подарки, чтобы порадовать своих детей.
Помнится, несколько человек из нашей группы во главе с Гасаном поехали в индийский магазин «Ганг». Когда он увидел великолепные сувенирные куклы в национальной индийской одежде, у него от восторга загорелись глаза. Выбрав несколько кукол, он с какой-то особой нежностью сказал: «Представляю, как будет рада Идиль! Она любит куклы в красивых нарядах, переодевает их, причесывает!». Действительно, остаться равнодушными к такой красоте было сложно. Вслед за Гасаном и мы приобрели эти куклы.
В нем было много любви к людям. Он никогда ни о ком не говорил плохо, никому не завидовал - был самодостаточным человеком, с гордостью носил свою фамилию, прославляя древний род.
Истоки
В летописи истории Азербайджана немало знаковых фамилий, к числу которых с полным правом можно отнести и Адигезалзаде. Начиная со средних веков многие представители этого знатного рода вносили свой вклад в различные сферы жизнедеятельности родины.
Славная традиция успешно продолжается и в наши дни - для Гасан муаллима такое движение было важно. Потомок старинного рода, Гасан Ага Афрасияб оглу Адигезалзаде с гордостью говорил о своих предках: «Семейные заповеди мы передаем из поколения в поколение. Я неоднократно убеждался в мудрости преподнесенных отцом уроков, который неоднократно наставлял: «Будьте специалистами своего дела, но никогда не думайте о карьере». И он был прав. Профессионализму многое доступно!» (здесь и далее приводятся выдержки из личных бесед и раннее опубликованного в журнале «World of Azerbayjan» интервью автора настоящей статьи с Гасаном Адигезалзаде).
Бережно сохраняемые в роду Адигезалзаде документы и фотографии предков дают возможность проследить генеалогическую линию вплоть до XVI века, хотя многие члены этой известной в Азербайджане семьи считают, что их родовые корни уходят в века намного глубже. Среди представителей знатной фамилии были и есть ученые, поэты, деятели науки и культуры. Так, дед Гасан муаллима - Мирза Адигезал бек служил в русской армии, был дипломатом, членом Елизаветпольской думы. Он неоднократно бывал в Париже, знал несколько иностранных языков, в том числе османский (старотурецкий), обладал ярким литературным талантом.
«Я часто вспоминаю свою бабушку (она была из рода Бабабековых), которая отличалась изысканными манерами, восхищала окружающих своей интеллигентностью, неувядающей красотой, - с особым чувством рассказывал Гасан муаллим. - Бабушка была человеком слова и никогда не выдавала чужих секретов, к тому же всегда могла поддержать советом, с сочувствием выслушивала тех, кто поверял ей свои тайны, рассказывал о наболевшем. Люди верили ей и глубоко уважали за мудрость и сердечность».
Родители
«Это был идеальный союз, так как родителей многое объединяло: аристократические корни, профессия (оба - инженеры-механики), любовь к искусству, высокая интеллигентность, почтительность и уважение друг к другу. С позиции сегодняшнего дня могу предположить, что мой отец - Афрасияб Адигезалзаде, возможно, достиг бы самых высоких ступеней в научной иерархии, если бы не ушел в свое время в партийную работу. С молодости он обладал мощным техническим дарованием. Не случайно еще в армии ему за перспективные рационализаторские предложения назначили специальный паек. Его талант не прошел незамеченным: во время войны отцу доверили ответственнейшую должность руководителя военного завода, выпускающего знаменитые «Катюши».
Легендарный Борис Львович Ванников (народный комиссар вооружения СССР, игравший важную роль в работе по созданию в СССР атомной бомбы, а затем и производства ядерного оружия), знавший отца как высокого профессионала, неоднократно пытался забрать его к себе. Но каждый раз получал отказ от Мир Джафара Багирова, возглавлявшего в то время республику. Несколько позже папа был назначен секретарем ЦК по тяжелой промышленности. Надо ли говорить, сколь сложной и напряженной была его работа! Да и время было очень неспокойное.
Лишь дома, в кругу семьи, отец мог позволить себе короткий отдых, но и это не всегда получалось: в любое время мог раздаться телефонный звонок, после которого он быстро собирался и, ничего не объясняя, возвращался на работу. Мама с пониманием, с особой чуткостью и хорошо скрываемым беспокойством воспринимала ненормированный рабочий график своего супруга, всячески старалась внести в нашу жизнь особую теплоту, наполнить ее светлыми чувствами».

Супруга Афрасияб бека Адигезалзаде - Юлдуз ханым - преподавала в Энергетическом техникуме. Тяга к точным наукам не затмила ее любви к пению, которая возникла еще в детстве: в доме ее отца была завидная для того времени коллекция пластинок, которая и позже пополнялась музыкальными новинками. Многое было у нее на слуху. Обладая красивым голосом, Юлдуз ханым любила петь, любила музыку, приобщала к этому искусству и всех домочадцев. «В 4-5 лет я знал наизусть не только всю записанную на пластинках музыку, но и мог быстро (среди такого количества!) найти нужную пластинку и поставить ее на патефон, стоявший на нашем широком подоконнике», - вспоминал Гасан муаллим.
В семье Афрасияба и Юлдуз Адигезалзаде подрастало трое детей, и все они занимались музыкой с самыми известными на то время педагогами - факт, во многом определивший в будущем их профессиональный выбор. Как отмечал Гасан муаллим: «Мой брат Зохраб (народный артист Азербайджана, профессор) стал известным педагогом и концертирующим пианистом. Сестра Эльмира окончила музыкальную школу №2, но избрала для себя иную профессию, став дипломированным инженером. Не избежал участи музыканта и я».
О себе
«В нашем доме царила творческая обстановка. Я с детства хотел стать композитором - меня всегда увлекал творческий процесс. Первые попытки что-то сочинить относятся к детским годам. Мне хотелось, чтобы родители знали о моих, как я тогда думал, успехах, а потому им приходилось выступать в роли первых слушателей. Они умилялись, улыбались, слегка хвалили за трудолюбие. Не знаю, как сложилась бы в дальнейшем моя профессиональная судьба, если бы не встреча с композитором Эмином Сабитоглу. Окончив учебу в Московской консерватории, он вернулся в Баку. Мы начали заниматься композицией. Эмин муаллим очень деликатно, не форсируя событий, поворачивал меня в сторону национального (а я в то время серьезно увлекался Скрябиным, Прокофьевым), за что я бесконечно благодарен ему. Под руководством моего наставника я написал много прелюдий, а также «Молодежный марш» на стихи отца.
В консерваторию поступил на композиторский факультет в класс Гара Гараева, а на четвертом курсе перевелся к Джевдету Гаджиеву. Таким образом, мне посчастливилось познавать тайны композиторского мастерства у непревзойденных по своему профессионализму педагогов».

Грани деятельности
Еще в студенческие годы Гасан муаллим начинает работать - трудолюбие в детях в семье Адигезалзаде воспитывалось с детства. Преподаватель теоретических дисциплин в музыкальной школе, музыкальный редактор радиопрограмм, заместитель директора республиканского Дома народного творчества (курировать народное творчество Г.Адигезалзаде продолжал, работая и в Министерстве культуры), представитель Азербайджана во Всесоюзной фольклорной комиссии - каждая из этих граней деятельности становилась важной составляющей профессиональной и личностной сути героя нашей публикации.
Будучи большим знатоком народного музыкального искусства, Гасан муаллим во время таких поездок находил талантливых народных музыкантов и фактически давал им путевку в жизнь: «Я объездил множество районов Азербайджана, знакомился с народными музыкантами, старался помочь им с продвижением, - вспоминал Гасан муаллим. - И чем больше я ездил и слушал, тем больше удивлялся: приятно удивлялся тому, как талантлив азербайджанский народ; а неприятное волнение вызывал факт малой изученности народного творчества. Такое упущение надо было срочно ликвидировать, что было действительно важно, так как именно через искусство народа во все времена продолжали жить, а порой и возрождались забытые жанры, формы народного творчества, обряды».
В качестве доказательных аргументов актуальности затронутой темы и важности решения озвученной проблемы собеседник приводил находящиеся на грани выживания такие обряды, как «Тешти», бытовавший некогда в Агдашском районе, «Марал-ойуну» и «Килим-арасы» - в Кяльбаджаре, «Запу-зопу» в Габалинском регионе.
Кроме того, в то время при Всесоюзном фонде культуры, который возглавлял Дмитрий Сергеевич Лихачев, функционировал Центр народного искусства (руководитель - Дмитрий Покровский) с его региональными отделениями, в том числе и в Азербайджане, где был создан центр «Гопуз». Работа здесь велась в активном режиме, и вскоре проводимые под эгидой этой организации этнографические концерты приобрели широкую популярность. Успех ко многому обязывал: сценические костюмы создавались художниками-этнографами Эльчином Аслановым и Бадурой Афганлы. Внимательно прислушивались к советам знаменитой танцовщицы Амины Дильбази.
Этот краткий экскурс в деятельность Г.Адигезалзаде можно дополнить созданием в Сальяне ансамбля исполнителей на духовых инструментах под названием «Джанги». Почему именно в Сальяне? Ответ оказался предельно прост: именно здесь жил мастер, который все духовые инструменты изготавливал в одном строе, что существенно облегчало их сосуществование в одном инструментальном ансамбле, так как в традиционном изготовлении такие инструменты требуют обязательной настройки. Ансамбль «Джанги» выступил в Москве, где исполнил в четырехголосном раскладе «Калинку», вызвав восторг слушателей.
Возрождение площадного театра, существовавшего в старину почти во всех регионах Азербайджана, фестиваля монодийного искусства «Хары бюльбюль» в Агдаме (село Абдал-Гюлаблы) и Шуше (1989 г.) - все это требовало больших затрат сил, энергии и времени. Сам Гасан муаллим признавался, какую огромную предварительную работу он проводил, прежде чем приступить к реализации указанных проектов.
Такое внимание к народному творчеству привело к росту его художественно-профессионального уровня, к созданию новых коллективов с разнообразными составами. По этой линии Г.Адигезалзаде дважды входил в состав жюри международных конкурсов по народным танцам и пению, проводимых в Турции. Позже он отмечал: «Тогда я даже предположить не мог, что судьба свяжет меня с этой страной, и так надолго».
Турция
Безвременная потеря обоих родителей в течение двух лет тяжело отозвалась на членах семьи. Зохраб муаллим по приглашению турецкой стороны уехал работать в Эскишехир, а позже аналогичное приглашение поступило и на имя его брата Гасана. «Ехал я в Турцию в качестве преподавателя, но воочию убедившись, с каким вниманием в этой стране относятся к музыкальному образованию, решил расширить свое поле деятельности, благо для этого в Турции были созданы все условия», - констатировал Г.Адигезалзаде, у которого уже зрели идеи одна смелее другой.
Задачей первостепенной важности Гасан муаллим считал создание турецких оркестров европейского типа. Сначала на базе Улудагского университета он создает камерный оркестр, в который приглашает и некоторых своих коллег из Баку. Затем появился исполнительский духовой квинтет. «Поддержка руководства города окрыляла, и я подумал, не замахнуться ли на симфонический оркестр», - с улыбкой рассказывал Г.Адигезалзаде. Столь масштабную смелую идею азербайджанскому композитору удалось успешно воплотить в жизнь в 1998 году, когда состоялась презентация Государственного регионального Бурсинского симфонического оркестра. Признанием заслуг азербайджанского композитора и педагога Гасана Ага Афрасияб оглу Адигезалзаде, являющегося также профессором турецкого Университета Улудаг, стало включение его имени, как создателя городских камерного и симфонического оркестров, в энциклопедию «Бурса», изданную в 2002 году.
Творчество
Столь широкая панорама деятельности не может заслонить главного дела всей жизни Г.А.Адигезалзаде - его композиторского творчества. Симфонические произведения, кантаты «Азербайджан», «Бурса»; Квинтет и Сюита для духовых инструментов, сонаты для скрипки соло, фортепиано; хоровые и камерно-инструментальные миниатюры, марши, вокальная музыка и музыка к театральным спектаклям, фильмам (в том числе «Ağlar-güləyən»), произведения для оркестра народных инструментов - таков далеко не полный перечень сочинений композитора, в которых отражен мир личности, находящейся в постоянном поиске собственного творческого «я».
Вспоминаются события полуторагодичной давности - проведенный на сцене Азербайджанской государственной академической филармонии юбилейный концерт по случаю 70-летия заслуженного деятеля искусств Азербайджана, композитора Гасан Ага Афрасияб оглу Адигезалзаде. Как всегда, Гасан муаллим был элегантен, шутил, приветствовал многочисленных гостей, стараясь не оставить никого без внимания. Можно ли описать состояние человека, чье детище должно быть представлено на суд взыскательной аудитории? Согласна, все индивидуально, но…
Внешне спокойный, Гасан муаллим, слушая свою музыку, абстрагировался от всего суетного - это был его мир, создаваемый на протяжении всей сознательной жизни… Это было его творчество, дороже которого может быть лишь… Хотя, стоит ли сравнивать - единства мнений здесь все равно не будет.
Семья
«Меня как-то спросили: где тот тайный источник, в котором ты черпаешь жизненную энергию и оптимизм? Никакой тайны - рядом со мной моя семья. Верный друг и соратник Юлдуз Асланова - моя супруга, обладающая, без ложной скромности, множеством ярких талантов. Блистательная пианистка, талантливый педагог и при этом замечательная хозяйка, умеющая еще и шить, вышивать, печь - всего не перечислишь. Скажу вам по секрету: начал работу над фортепианным концертом, который хочу назвать «Üç yulduz» (Три звезды). Дело в том, что мою жену и внучку зовут так же, как звали мою маму - Юлдуз. В это созвездие входят и моя дочь Идиль, и сын Исмаил, и мои внуки - Али Атай, Юлдуз, Фатима и Гасан. Все они - счастливые звезды, освещающие мой жизненный путь».
Эпилог
Безграничный патриотизм Г.Адигезалзаде, его любовь к родине, его беспокойство за судьбу древней карабахской земли, на которой рождались, жили и переходили в мир иной многие поколения его предков, и в то же время - гордость за независимый Азербайджан, вера в его успешное настоящее и будущее. Гасан жил на этой эмоциональной волне, не отгораживаясь от волнующих проблем, от времени - такого неоднозначного!
В своих воспоминаниях о великом учителе Гара Гараеве Гасан муаллим написал следующие строки, которые в свете последних печальных событий обретают особый смысл: «Иду на урок. Вхожу в консерваторию. Поднимаюсь на третий этаж. Захожу в класс - и тут же за инструмент. Сыграл. Гара муаллим говорит: «А ну-ка встань!». Он сел за инструмент, взял шариковую ручку и что-то размашисто расчертил… А затем сыграл мою прелюдию в своей трактовке. Я ее сразу же полюбил, потому что она превратилась в живого человека, рожденного когда-то очень давно, прожившего длинную насыщенную жизнь и тихо, медленно ушедшего в небытие…»
Трудно представить, что сегодня Гасана нет среди нас. Он ушел неожиданно для всех. Мы так привыкаем к тому, что мы есть, что в любой момент наберем номер и услышим знакомый голос… Знаете, а ведь некоторые такие безответные номера так и остаются в телефонной книжке, потому что они напоминают, что в этом мире есть благородные люди, которые, уходя в мир иной, продолжают жить среди нас.
Рая АББАСОВА
banner

Советуем почитать