• суббота, 20 Апреля, 05:14
  • Baku Баку 15°C

Бредовая затея

04 мая 2018 | 10:28
Бредовая затея

ПОЛИТИКА
Политсовет правящей в Турции политической партии накануне выдвинул на пост президента своего лидера Реджепа Тайипа Эрдогана. Определенные амбиции есть и у некоторых оппозиционных структур, придерживающихся левоцентристских, сугубо националистических, исламистских, проевропейских и прочих взглядов.
Однако неожиданно на повестку дня всплыла фигура теперь уже бывшего сопредседателя сепаратистской прокурдской Демократической партии народов (ДПН) Селахаттина Демирташа, арестованного в ноябре 2016 года вместе с другими 14 депутатами-однопартийцами по обвинению в пропаганде терроризма и в очевидных связях с террористической организацией «Курдская рабочая партия» (КРП). Естественно, никто не рассчитывает на успех затеи, однако проследим, зачем это нужно заказчикам?
Сепаратизм - один к одному
Согласно местному закону, депутатская фракция (ДПН в ноябре 2015 года набрала 10% голосов избирателей) имеет право выдвигать своего кандидата, вот из этого и будем исходить. То есть теоретически Демирташу, находящемуся под следствием и допрашиваемому в уголовном суде Анкары, путь на политический олимп не заказан, но для чего это нужно новым сопредседателям партии: Первин Булдан и Сезаи Темелли, которые призвали своих сторонников быть более активными в продвижении этой затеи? Начнем с того, что эта структура является порождением Партии мира и демократии и сформирована 15 октября 2012 года по прямому указанию находящегося в заключении лидера КРП Абдуллы Оджалана. Можно придумать множество уставов, внести туда все самые правильные платформы, однако сам факт сомнительной взаимосвязи говорит за то, что при любом раскладе Демирташ является сепаратистом, ратующим за «великий и неделимый Курдистан от моря до моря».
Впрочем, еще раньше упомянутая структура называлась Демократической народной партией, тоже запрещенной в связи с тем, что она поддержала КРП. Как говорится, горбатого могила не исправит, потому отбывающий срок политик постоянно и довольно активно подстрекает курдское население братской страны к волнениям, да и сам, будучи на воле, автоматически становится лидером кампаний гражданского неповиновения.
Кстати, 6-8 октября 2014 года именно по призыву Демирташа на многотысячном митинге пособники партии «Демократический союз» (сирийского филиала КРП) совершили теракты в 35 провинциях Турции, поводом для чего якобы стали события в Айн аль-Араб (Кобани) в Сирии. В результате чудовищных акций погибли десятки мирных жителей и двое полицейских, ранены сотни граждан страны, не говоря о том, что был нанесен основательный материальный ущерб множеству домов, офисов, предприятий, культурных центров, музеев и общежитий на общую сумму, размер которой в целом превысил 300 млн турецких лир.
О масштабах деструктивной деятельности ПДН можно судить хотя бы по тому, что в течение последних трех лет турецкие власти задержали 11 тыс. 631 человек - почти каждого третьего члена этой партии. Вообще-то у ее нынешнего руководства был вариант поддержки любого лидера оппозиции, но сепаратизм на то и существует, чтобы среди прочих составляющих доминировало неприятие кого бы то ни было, кроме соплеменника.
Сложный расклад
В президентской кампании пока сложно оценить расклад, который сложится через полтора месяца с небольшим, а вот на парламентских выборах ситуация выглядит яснее.
Основной соперник «партии Эрдогана» - Народно-республиканская партия (НРП), или «партия Ататюрка» - старейшее политическое объединение, существующее со времен основания республики. По результатам парламентских выборов в ноябре 2015 года первая имела абсолютное большинство в парламенте (58%), вторая же - 24%, а сторонники Демирташа - 10% с небольшим. В октябре прошлого года из членов НРП и правой Партии националистического движения была образована «Хорошая партия», заявившая о сохранении устойчивой приверженности кемализму и ставшая в жесткую оппозицию Эрдогану. Более того, судя по опросам, именно ее лидер Мерал Акшенер будет противостоять во втором туре, если тот состоится, нынешнему главе государства и, вполне возможно, станет ему достойным соперником.
Мнение эксперта
Как разъяснил ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй» глава исследовательского центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу, назначение досрочных выборов сделано в самое подходящее время и является фирменным приемом власти:
- Во-первых, страна находится в состоянии так называемого отложенного экономического кризиса: медленно падает курс лиры, растет внешний долг и увеличивается безработица. То есть грядет исправление экономического положения, чреватое непопулярными мерами, которые, возможно, будут предприняты уже после выборов.
Во-вторых, операция в Африне протекает относительно успешно, что приносит популярность внутри страны - и лично Эрдогану, и правящей партии. С большой долей уверенности можно прогнозировать победу ПСР на парламентских выборах. Из 600 мест в парламенте, выделенных согласно изменениям, принятым на прошлогоднем конституционном референдуме, она может получить до 55-60%, или 340-360 кресел.
Что касается президентских выборов, до встревания курдского вопроса можно было прогнозировать ожесточенную схватку во втором туре между Эрдоганом и, к примеру, Акшенер, но теперь этот этнос будет поддерживать своего кандидата и будет настроен не на оппозицию действующему главе государства, а на идею-фикс (прохождение Демирташа), так что во втором туре курды станут менее активными. Потому с еще большей степенью уверенности можно говорить о победе действующего президента.
По результатам социологического опроса (по состоянию на 2 мая), за Эрдогана готовы проголосовать 42,11% избирателей, за Акшенер - 38%, за Демирташа - 19,7 %, за прочих - около 18,7 %. Особым пунктом стоит выделить кандидата от НРП, малоизвестного в большой политике 54-летнего Мухаррама Индже, который с 2014 года является председателем парламентской фракции, - за него либо любого другого представителя «партии Ататюрка» сегодня проголосовало бы 20,11% электората. А это значит, что Кемаль Кылычдароглу не верит в собственные силы и «умывает руки» в пользу кандидата, который пройдет во второй тур.
Что касается непосредственно Демирташа, это харизматичный политик из бедной семьи, который смог привлечь курдских рабочих, молодежь и женщин, а также часть армян, греков, представителей иных нацменьшинств, в результате чего его партия стала третьей по величине в местном парламенте на выборах в ноябре 2015 года. Однако он непостоянен и явно привязан к террористам, будучи «фундаментальным» сепаратистом, что противоречит ментальности общества, веками исповедующего принцип «Турция прежде всего!»
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать