• пятница, 19 Апреля, 22:47
  • Baku Баку 24°C

Кто кого демонизирует

04 мая 2018 | 09:18
Кто кого демонизирует

НРАВЫ
Эксперт по международным отношениям, писатель, бывший сотрудник Минобороны Франции Пьер Конеза оригинально прокомментировал ситуацию, возникшую после того, как израильский премьер Биньямин Нетаньяху заявил, что Иран «лжет о соблюдении условий ядерной сделки», в результате чего «тегеранское досье» снова оказалось на острие международной повестки дня.
Игра на опережение
Как известно, позицию Израиля поддержали США, в Евросоюзе же намерены дождаться оценки МАГАТЭ, и теперь Конеза по этому поводу пишет: «Нетаньяху не тот человек, мнению которого по данному вопросу я доверяю, поскольку помню, что он, еще будучи членом Кнессета, уже обвинял Иран в создании бомбы - первый раз подобные обвинения прозвучали 30 лет назад, в 1988 году. Тогда нынешний премьер заявил, что исламский режим создаст бомбу в течение шести месяцев, но прошло много лет, и мы не можем сказать, что предсказание было очень реалистичным. Вопрос в том, чтобы узнать, есть ли у Нетаньяху новая информация, или это просто основное досье, которое он извлек в достаточно агрессивной манере».
Эксперт полагает, что ядерная программа, безусловно, была, и вполне возможно, были разработаны какие-то военные технологии, но при этом у Ирана не было возможности их реализовать.
Примечательна также позиция Конеза относительно проблемности центральноазиатской страны. Комментируя недавнее заявление президента Франции Эммануэля Макрона о том, что ракетная программа Ирана является проблемой для Ближнего Востока, эксперт заявил: «Меня удивила его совместная пресс-конференция с американским коллегой Дональдом Трампом, когда они говорили о том, что Иран - дестабилизирующая сила на Ближнем Востоке. И это, когда у нас на парижских улицах - 240 погибших и еще 900 человек пострадавших от салафитов, не имеющих отношения к Ирану, но имеющих много общего с Саудовской Аравией. Я считаю, Макрон пошел на уступки на той пресс-конференции. Так что давайте не будем демонизировать Иран, когда у нас есть проблемы с терроризмом».
Зри в корень
Вроде бы эксперт прав «на все сто». Действительно, муллократия ни разу не засветилась в терактах, но, как говорится, сказал «А», говори и «Б». Еще нужно разобраться, как могло случиться, что салафиты избрали своей мишенью города Европы.
Дело в том, что 16 мая 1916 года абсолютно втайне от арабов, да и от всего мира, страны «старой Антанты (Великобритания, Франция , Италия и Российская империя) заключили соглашение Сайкса-Пико по разделу владений Османской империи. По нему все стороны получали часть территорий. После Октябрьской революции (к тому времени в войну вступили США) ситуация изменилась - о России перестали вспоминать вовсе, причем ни о каком арабском государстве от Алеппо до Аданы уже речи не было.
Естественно, арабы, которых подняли на борьбу с османами британские эмиссары, сулившие им за это восстановление халифата, почувствовали себя страшно обманутыми. Будущий король Сирии Фейсал I ибн Хусейн и полковник британской армии Томас Эдвард Лоуренс (Аравийский), сыгравший большую роль в Великом арабском восстании 1916-1918 годов, поехали на Версальскую конференцию, где пытались добиться пересмотра этих решений, но их противником был старый политический шулер Жорж Клемансо, бредивший возрождением движения крестоносцев.
С большим трудом король Фейсал (первый и единственный король Сирии, который потом стал королем Ирака) уговорил Клемансо хотя бы создать объединенное королевство Сирии и Палестины. При этом он обещал Теодору Герцлю (еврейский общественный и политический деятель, основоположник идеологии политического сионизма), что еврейская иммиграция в Палестину, создание еврейского очага будет проходить беспрепятственно. Что они - король, арабы - помогут создать этот еврейский очаг. Но, естественно, как часть королевства, а не как независимое государство.
Преступный шлейф
О еврейском государстве никто особо и не говорил. Но тогда возмутились арабы, заявив, что ни о каком еврейском переселении не может быть и речи - это арабская земля, и если какие-то евреи на ней жили раньше, то пусть себе живут, но они категорически против того, чтобы принять десятки, сотни тысяч евреев из Европы. В итоге, спустя полгода после провозглашения королем в марте 1920 года, Фейсал вынужден был отречься, после чего Сирия и Ливан стали просто подмандатной территорией Франции.
Разве арабы, которые со времен султана Селима II мечтали о халифате, могли забыть европейских наперсточников, которые их так ловко провели? Конечно же нет, а потому и глубокая обида арабов, мечтающих о едином арабском государстве, и стремление исламистов реанимировать халифат, по сути есть две стороны одной медали.
Не стоит упускать из виду и тот момент, что в 1830 году французы начали колонизацию Северной Африки, когда лучшие земли страны были заселены колонистами из Европы. Тунисцы, марокканцы, алжирцы - это те же арабы, и то, что происходит в любой точке арабской ойкумены, задевает и их. Поэтому если европейцы хотят так просто отмахнуться от столь длинного и пушистого преступного шлейфа, им вряд ли это удастся. Их все еще будут взрывать их же бомбами, причем не только салафиты, и это будет лишь малой компенсацией за нанесенный ущерб.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать