• четверг, 25 Апреля, 09:31
  • Baku Баку 14°C

Союз четырех

03 мая 2018 | 09:35
Союз четырех

ПОЗИЦИЯ
В оппозиционный блок Турции вошли четыре партии, чьи программы, цели и политические векторы значительно отличаются друг от друга, что и дало повод для скептицизма.
Главная оппозиционная политическая сила в Турции - левоцентристская Народно-республиканская партия (НРП или «партия Ататюрка»), «Хорошая партия» (İYİ Parti), исламская партия «Саадет» («Счастье») и Демократическая партия подписали соглашение о формировании единого блока для участия в предстоящих парламентских и президентских выборах, которые пройдут 24 июня.
Конечно, ситуативное партнерство между «полезными попутчиками» никто не отменял, причем этот вид содружества актуален не только в политике, но вопрос заключается в том, кто будет стоять у руля. Получается, игра затевается только ради «свержения» Реджепа Тайипа Эрдогана, но в таком случае не светит перспектива упомянутой связке…
Опасения прямым текстом
Уже стало известно, что на президентских выборах оппозиции вряд ли удастся выдвинуть единого кандидата, хотя до этого существовала вероятность, что им станет бывший глава братского государства Абдулла Гюль. До этого с ним провели переговоры экс-премьер Ахмет Давутоглу и председатель «счастливых» Темель Карамоллаоглу, который на всякий случай встретился также с председателем НРП Кемалем Кылычдароглу (авось где-нибудь да выгорит).
Однако, как выяснилось, Гюль не собирается выставлять свою кандидатуру. «Я всегда говорил, что после ухода с поста президента Турции уйду и из большой политики», - заявил он чуть ли не однозначно, добавив, однако, что был бы готов к участию в основной политической гонке, если бы увидел, что этого многие ждут. В переводе это означает одно из двух - либо он знает истинную силу Реджепа Тайипа Эрдогана, либо опасается предвыборной кампании, во время которой бывшие многолетние товарищи по партии выльют на него тонны компромата. Это дает основание полагать, что у команды власти будет одним серьезным конкурентом меньше.
Премьер-министр Бинали Йылдырым не мог отказаться от едкой иронии по этому поводу. «Кажется, проект взорвался у них в руках», - сказал он.
Не удержался от язвительных насмешек и сам Эрдоган, подтрунивая над Кылычдароглу. «Господин Кемаль, не тратьте время. Зачем вы ищете кандидатов то здесь, то там? Почему бы вам не стать кандидатом самому? Посмотрим, сколько голосов нация отдаст вам», - обратился он к своему основному оппоненту.
Как видим, для выдвижения единого кандидата на президентских выборах у оппозиции не хватило политической воли, а расчет Эрдогана о проведении двойных выборов оказался верным. Этим он дезориентировал оппозицию, поскольку для участия в президентских выборах ей нужно консолидироваться, а в парламентских, напротив, дистанцироваться от своих конкурентов.
Впрочем, выдвижение большого числа оппозиционных кандидатов может привести ко второму туру. Тогда согласно достигнутой договоренности все партии поддержат того кандидата, который наберет наибольшее количество голосов. Вице-премьер Турции Бекир Боздаг дал довольно оригинальный комментарий причинам создания коалиции. По его словам, это направлено именно против президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
«Создание коалиции между оппозиционными партиями вовсе не преследует цели укрепления демократии в Турции, как это утверждают лидеры партий», - сказал он. Но тут есть один момент - правящая Партия справедливости и развития сама тоже не в гордом одиночестве, а предпочитает идти на выборы в альянсе с Партией националистического движения, возглавляемой Девлетом Бахчели, отчаявшимся в одиночку покорять политический Олимп всетурецкого масштаба. Более того, на поверку Эрдоган оказался куда более тертым националистом, и он постепенно претворяет те идеи, о которых грезили ведущие члены общества, начиная с распада Османской империи и вынужденной трансформации власти на современной территории Турции.
Позиционная ошибка
Со стратегическим видением объединения усилий националистов все понятно - правящая партия будет локомотивом, ПНД будет в фарватере, однако в истории братского государства последних лет ни разу не было случая объединения левых и правых, исламистов и «европейцев», консерваторов и демократов. Представим, что гипотетически кто-то из них пробился во второй тур и при поддержке всего протестного электората выиграл главный приз. Что дальше - вот в чем вопрос. Сместив Эрдогана, они углубят линию межнационального разлома.
Руководитель Центра исследований «Атлас», политолог Эльхан Шахиноглу в беседе с корреспондентом газеты «Каспиiй» сказал, что по правде говоря, ему не понятна позиция экс-президента Турции Абдуллы Гюля:
- Он совершил недопустимую для политика ошибку, вначале дав конкретный повод партии «счастливых» и иже с ней надеяться, что может стать единым кандидатом оппозиции на президентских выборах. Его просчет заключался в игнорировании фактора извечной конкуренции - главная оппозиционная организация, возглавляемая Кемалем Кылычдароглу, отнюдь не в восторге от упомянутой кандидатуры, и Абдулла Гюль должен был знать, что многие члены НРП очень хорошо помнят времена отличных, более чем дружеских его отношений с Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Более того, следует иметь в виду, что поддержка партией левого толка правой партии сама по себе вызывает внутренние противоречия. Другими словами, если бы Кылычдароглу лично поддержал Гюля, то главные фигуры в «народной» партии отвернулись бы от своего лидера, который весьма хорошо понимал расстановку сил, а потому, находясь перед выбором - «либо Гюль, либо партия», он конечно же предпочел партию.
Что касается главной интриги начавшейся гонки, то без году неделя созданная «Хорошая» партия набирает обороты - опросы с каждым месяцем укрепляют ее и без того неплохие позиции. Именно поэтому ее руководство сделало свой выбор с самого первого дня: лидер партии Мераль Акшенер примет участие в парламентских выборах, да и с какой стати опытный политик, бывшая министр внутренних дел, прямой конкурент Бахчели должна была отказываться от выдвижения своей кандидатуры?
Гюль или не видел, или не хотел видеть все это. Сам он не проявил активности в процессе самовыдвижения, ограничившись ролью стороннего наблюдателя, давая инструкции, сидя у себя дома и вяло подтверждая, что вообще-то он мог быть кандидатом от оппозиции, но в то же время относился к этому без особого энтузиазма, отправляя на встречи вместо себя второстепенные фигуры.
Это было воспринято оппозиционными партиями как проявление высокомерия, потому итог оказался для экс-президента «плачевным».
Он вызвал ненависть у членов своей бывшей партии (Гюлю припомнили, что в свое время Реджеп Тайип Эрдоган, имея реальные шансы быть избранным президентом, выдвинул кандидатуру своего друга и для ее утверждения долго боролся с оппозицией, а тот отплатил ему за это предательством), а также получил удар от оппозиции.
Вопрос, для чего ему понадобилось это приключение - остается открытым. Он был на вершине власти, так какова же была необходимость в повторном вхождении в эту реку? Приключение, связанное с соперничеством со своим бывшим другом, потерпело фиаско.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать