• вторник, 19 Марта, 14:02
  • Baku Баку 8°C

Вдоль Великого пути

19 апреля 2018 | 18:00
Вдоль Великого пути

ИССЛЕДОВАНИЕ
В Геранбойском районе обнаружены материально-культурные образцы, относящиеся к XI-XII векам. Во время реализации проекта по расширению Южно-Кавказского трубопровода (на 247-м километре) на территории геранбойского села Борсунлу учеными Института археологии и этнографии (ИАЭ) Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) найден памятник, относящийся к средним векам и имеющий большое культурно-историческое значение.
Об этом «Каспiй» рассказали в пресс-службе института. Учитывая важное научное и историческое значение артефакта, в Геранбой были срочно откомандированы сотрудники ИАЭ, и в результате за сравнительно короткий срок на участке площадью 300 квадратных метров, где были проведены раскопки, была получена подробная информация.
Археология - на земле и под водой
Так, в ходе раскопок экспедиция обнаружила крепостные стены и башни прямоугольной формы замка, относящегося к аранской архитектурной школе. Согласно образцам материальной культуры, было установлено, что этот феодальный замок, расположенный вдоль Великого Шелкового пути, был заселен примерно в XI-XII веках, но встречающиеся на строении следы ожогов позволяют сделать вывод, что данная крепость в середине XIII века была сожжена и разрушена в результате краткосрочной войны. Также во время раскопок внутри замка были обнаружены печь для изготовления кирпича, много комнат дома, хозяйственные ямы, гончарные печи, другие вспомогательные постройки, а также многочисленные образцы материальной культуры и кости различных животных.
Принимая во внимание важность археологического памятника Керпиджлитепе, имеющего огромное значение для изучения средневековой истории Азербайджана, а также - для изучения производственной культуры, ремесленничества, культурно-экономических отношений того периода, и для сохранения этой находки было решено изменить маршрут трубопровода. По словам заместителя директора Института археологии и этнографии доктора философии по истории Наджафа Мусеибли, раньше подобный феодальный замок не был обнаружен в коридоре нефтегазопроводов.
Свидетелем важных исторических фактов стал и шамахинский клад: не так давно в отдел научного фонда нумизматики и эпиграфии Национального музея истории Азербайджана НАНА поступил клад в глиняном сосуде, обнаруженный в Шамахе - это 21 целая и 860 граммов фрагментированных и ржавых монет, которые были сразу же отправлены в реставрационную лабораторию музея. После того как артефакты были очищены от вековых наслоений, выяснилось, что эти дирхамы были отчеканены во время правления Ширваншаха Езида ибн Ахмеда (991-1027). По мнению экспертов, несколько обнаруженных недавно кавказских кладов, включая монеты с именами Ширваншахов, относящиеся к концу X - началу XI вв., являются фактом, свидетельствующим о характерных особенностях чеканки монет Азербайджана и денежной торговли.
Наша страна давно вызывает интерес, и не только у туристов, но и у ученых. Одно из последних тому подтверждений - посещение делегацией подводных археологов России Азербайджана. Делегация, состоящая из экспертов Центра подводных исследований Российского географического общества, совершила визит в Национальный музей истории Азербайджана (НМИА) НАНА, где после ознакомления с музейной экспозицией встретилась с директором музея академиком Наилей Велиханлы.
Главный акцент в ходе встречи был уделен крупномасштабным исследованиям в области поиска источников по древней истории судоходства в Каспийском море. В свою очередь академик Велиханлы подробно проинформировала гостей о подводных археологических исследованиях, проведенных музеем в 1968-1986 годах, и рассказала об арабских авторах, исследовавших Каспий. Затем гости посетили Государственный историко-архитектурный заповедник «Ичеришехер» (ГИАЗ) в сопровождении сотрудника ГИАЗ, заведующего сектором исследований культурного наследия доктора философии по истории Кямиля Ибрагимова.
Настольные игры Гобустана
А спустя всего пару дней после них в Институте археологии и этнографии НАНА побывал американский ученый, сотрудник Государственного университета штата Аризона США и Американского музея естественной истории Вальтер Крист. Ученый специализируется в области египетской, месопотамской и древнегреческой культур, проводит анализ истории настольных игр в центрах древних цивилизаций и является автором ряда научных трудов по данной тематике. В 2016 году в отделении антропологии Аризонского государственного университета он защитил кандидатскую диссертацию по истории на тему «Настольные игры в Кипре в эпоху бронзового века, и изменение правил игры на фоне восходящего социального неравенства».
На встрече с Наджафом Мусеибли американский ученый отметил, что предполагается, что древние настольные игры широко распространились в Азербайджане в результате культурного влияния Месопотамии. А на семинаре, который прошел с его участием в институте, американский исследователь выдвинул ряд мнений касательно сходства некоторых наскальных рисунков, зафиксированных на территории Абшеронского полуострова, в том числе в памятниках Гобустана, с настольными играми на Ближнем Востоке, а также социального контекста этих древних игр в Азербайджане и возникновения игр в результате культурного воздействия.
Затем В.Крист представил свой научный доклад и отметил, что некоторые изображения и расположенные в определенном порядке искусственные отверстия на гобустанских скалах были охарактеризованы в свое время Исагом Джафарзаде как настольные игры. Он продемонстрировал слайд, в котором констатировал сходство некоторых находок, обнаруженных в Гобустане, Туркяне, Дюбенди и других местах Абшеронского полуострова, с настольными играми, найденными в Месопотамии, Древнем Египте, Анатолии, Кипре и даже на территории Германии раннего средневековья. К примеру, различные варианты игры «Борзые и шакалы/58 ячеек», по мнению Криста, широко распространенной на Ближнем Востоке, можно увидеть и на скалах, расположенных близ гобустанского поселения Чапмалы, относящегося к бронзовому веку. Об этом свидетельствует форма расположения искусственных отверстий на скалах.
По словам Н.Мусеибли, в этом направлении сотрудниками института ведутся исследования, и обнаруженные схожие находки и изображения выявлены не только на Южном Кавказе, но и на наскальных памятниках Евразии (Монголия, Алтайские горы и т.д.) бронзового века, а также (в виде узоров) на керамических изделиях. «Исследование подобных находок, - сказал ученый, - стало одним из основных направлений азербайджанских археологов, культурологов и палеоэтнологов».
К слову, летом прошлого года был отмечен полувековой юбилей со дня создания Гобустанского национального историко-художественного заповедника и 10-летие со дня включения его в Список всемирного наследия UNESCO. Этому событию даже была посвящена большая международная конференция, которая состоялась при совместной организационной поддержке Министерства культуры и туризма и Национальной академии наук. В мероприятии приняли участие ведущие археологи мира. И в том же году в авторитетном международном журнале «Археология в Иране и Туране» Евразийского отделения Института археологии Германии были опубликованы результаты археологических исследований, проведенных в Азербайджане.
Почти два миллиона лет назад
Бесценные артефакты позволяют отслеживать духовную культуру азербайджанского народа, ведь территория Южного Кавказа занимает исключительное место в кавказской археологии, так как располагается между степями Евразии и ближневосточным миром.
Человеческая цивилизация начиналась здесь, на Южном Кавказе. Первый человек, неандерталец, челюсть которого нашли в Азыхской пещере (Гадрутский район), жил здесь почти два миллиона лет назад. В 1960 году фрагмент челюсти (как и другие фрагменты древней стоянки человека) обнаружил наш ученый Мамедали Гусейнов, проводивший раскопки в том районе. А сосуд халафского происхождения, найденный в Нахчыване, в Кюльтапе-1, датированный периодом начала 6 тысячелетия до н.э.?
Как он там очутился? Безусловно, это свидетельствует о контактах между Южным Кавказом и Верхней Месопотамией. В течение следующих тысячелетий было обнаружено дальнейшее сходство с памятниками Северной Месопотамии, с одной стороны, и погребальными обрядами майкопской культуры северо-западного Кавказа - с другой. Однако прослеживания контактов само по себе еще недостаточно для создания некой модели смены культур для эпохи халколита Южного Кавказа, так как их прототипы - как в Северной Месопотамии, так и на Северном Кавказе - были еще до недавнего времени изучены слабо, оставаясь, тем не менее, в центре научных дебатов.
Как рассказала корреспонденту газеты «Каспий» директор Института археологии и этнографии НАНА доктор исторических наук Маиса Рагимова, только благодаря новым данным, а также результатам методов абсолютного датирования можно попытаться реконструировать культурные процессы, происходящие в вышеупомянутых регионах. Таким образом, исследования, проведенные в течение прошлых десятилетий в Азербайджане, позволили установить, что восточный регион Южного Кавказа, то есть Азербайджан, являлся дискретной зоной, где с 5 по 4 тысячелетие до нашей эры происходил уникальный культурный процесс, выражающийся в смене культурных ориентаций и взаимодействии с соседними областями.
Одним из очагов освоения человеком в глубокой древности стал Абшерон. До последнего времени ранняя хронология освоения полуострова оставалась в пределах III тыс. до н.э., а в начале XX века на Абшероне были найдены отдельные каменные орудия палеолита, не привлекшие тогда внимания ученых. В результате работ последних лет на территории нефтепромыслов Сураханы была выявлена верхнепалеолитическая стоянка (а это 18-16 тыс. до н.э.). Здесь были обнаружены материалы, состоящие из кремниевых и обсидиановых орудий, позволившие пересмотреть устоявшееся в прошлом мнение о том, что Абшерон был заселен лишь в эпоху ранней бронзы.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать