• вторник, 19 Марта, 13:33
  • Baku Баку 8°C

Пространство вечности…

18 апреля 2018 | 19:18
Пространство вечности…

АНТРАКТ
Синтез многовекового мугама с джазом вскрывает безграничные интерпретационные и импровизационные возможности мугама, свидетельством чему служат многочисленные мугамно-джазовые композиции, с которыми выступают классические ханенде и инструменталисты в тандеме с иностранными мастерами джаза и этномузыкантами. В этом проявляется универсальность и гибкость азербайджанского мугама, который при бережном и грамотном обращении может сочетаться практически с любой другой этнической музыкальной культурой.
В этом смогли убедиться все, кто в конце минувшей недели пришел в Центр современного иcкусства YARAT на концерт под названием «Mugham Souls», организованный Посольством Франции в Азербайджане и Французским институтом в Баку в рамках Недели франкофонии.
В оригинальной концертной программе выступили известный ханенде, один из первых лауреатов республиканского мугамного конкурса, лауреат международных конкурсов Гочаг Аскеров и известный французский джазмен Пьер де Трегоман, которым аккомпанировали Алескер Мамедов (тар), Эльнур Микаилов (кяманча), Кямран Керимов (нагара), Юсиф Азизов (бем-нагара) и Васиф Гусейнзаде (пиано). На концерте также был представлен совместный альбом «Mugham Souls», который был издан в Италии в 2017 году. Инициатором и организатором альбома выступила музыковед и эксперт UNESCO, заслуженный деятель искусств Санубар Багирова. Презентация диска состоялась в ноябре прошлого года в церкви Сен-Жюльен-ле-Повр в Париже. В альбом вошли джазовые композиции, суфийские песни и мугамные фрагменты, исполняемые в свободном стиле в синтезе с западными мелодиями. Примечательно, что они регулярно озвучиваются по государственным радио Германии, Испании, России, Франции и Италии.
Это не первое совместное выступление азербайджанских музыкантов и французского вокалиста и композитора. Дело в том, что в 2016 году Пьер де Трегоман учился искусству мугама у Гочага Аскерова. В результате профессионального союза, скрепленного дружескими отношениями и взаимопониманием, музыканты создали новый репертуар, который собран из их личных композиций и импровизаций.
Открывая мероприятие и приветствуя гостей, Чрезвычайный и Полномочный посол Франции в Азербайджане Аурелия Бушез подчеркнула, что первый совместный концерт французского джазмена Пьера де Трегомана и азербайджанского ханенде Гочага Аскерова состоялся три года назад, и успех этого начинания придал импульс дальнейшим совместным выступлениям в разных странах. Автор проекта Санубар Багирова, при непосредственном участии которой состоялись многие концерты Гочага Аскерова и записи дисков за рубежом, отметила, что презентуемый диск «Mugham Souls» по счету является 28-м CD, который она выпустила в европейских государствах с записями мугамов, ашыгской музыки и джазовых аранжировок мугама. Санубар ханым подчеркнула, что всего через неделю после совместного музицирования Гочаг и Пьер представили ей новую джаз-мугамную программу, прослушав которую, она испытала настоящий эмоциональный шок. Творческий тандем оказал на нее настолько сильное воздействие, что она решила организовать в Италии, в престижной звукозаписывающей компании, специализирующейся на записях музыки разных народов, издание их совместного диска и выступить в качестве автора вступительного слова. «Очень рада, что во многих зарубежных музыкальных журналах об этом диске написаны многочисленные статьи и рецензии. Я надеюсь, что он откроет им путь к самым большим мировым сценам, - резюмировала Санубар ханым.
Выступление азербайджанских музыкантов и французского джазмена было своеобразным и необычным и вызвало большой интерес публики. Мугамные интонации плавно переходили в джазовые композиции, певцы, постепенно погружаясь в магию мугама, азербайджанских народных песен и джазовых мотивов, создавали ощущение настоящей медитации, усиленной виртуозным исполнением обоих нагаратистов, пронзительным звуком кеманчи и тара. Дошедшие из глубины веков мотивы неспешно раскачивали их в такт музыке, которой невозможно было не насладиться.
Особенный интерес вызывало исполнение французским джазменом азербайджанских мугамных мелодий и народных песен с использованием европейской вокальной техники, отличающейся от национально-мугамной. Однако незаметное продолжение мугама проникновенным голосом Гочага бросало аудиторию в дрожь и трепет. Это уникальное выступление было больше, чем дуэт - певцы, словно звенья одной цепи, передавали друг другу эстафету, причем так тонко, бережно и профессионально, что их выступление воспринималось, как одно единое целое. То и дело слышались отголоски песнопений суфийских дервишей, и это было потрясающе! Зрители не жалели ладоней, награждая артистов бурными и продолжительными аплодисментами после каждого номера.
Апофеозом концерта, взорвавшим зал, конечно же, стала песня «Сары гялин». В завершение, уступая долгим овациям, возгласам «Бис!» и «Браво!», музыканты с большим чувством и трепетом исполнили вокализом начальный фрагмент жемчужины музыкального искусства Азербайджана, песни Фикрета Амирова, написанной к драме «Шейх Санан», - «Песню слепого араба», подхваченную залом, и исполненную хором, то замирая, до шепота, то звуча, как набат…
Это был незабываемый и упоительный вечер настоящего искусства музыки, которой не подвластны ни время, ни пространство, язык которой понятен всем на земле! Музыканты, составляя программу и создавая новые композиции, проявили серьезное внимание и бережное отношение к мугаму, не нарушая законов его жанра. Именно поэтому синтез двух музыкальных культур получился гармоничным, благозвучным и понятным всем, а восторженная реакция публики не только подчеркнула ее глубокое содержание, но и усилила эмоциональный эффект репертуара. Счастье азербайджанцев, помимо того, что Всевышний наградил их Божественным наследием искусства мугама, заключается еще и в том, что они исторически и на генетическом уровне вобрали в себя особую культуру слушания мугама, которая требует сосредоточенного внимания, полной вовлеченности в творческий процесс, когда слушание становится соучастием, а исполнение превращается в исповедь для посвященных, когда через мугам человек входит в пространство Вечности…
После концерта вокалист, композитор и поэт, при этом занимающийся еще и преподаванием немецкой филологии в университете, Пьер де Трегоман любезно ответил на вопрос корреспондента газеты «Каспiй»:
- Какое воздействие оказывает на вас мугам, если вы решили его изучить и даже исполнять?
- Обычно люди говорят о музыке, что она дает им возможность отвлечься. Это не мой тип восприятия, поскольку я люблю музыку, которая позволяет мне вернуться к самому себе, находиться в самом себе, и мугам - тот самый тип музыки, который дает мне возможность войти в самого себя. Впервые я услышал мугам в исполнении Алима Гасымова, но потом, в Национальной библиотеке в Париже обнаружил диск Гочага, который Санубар ханым выпустила в 2011 году. Поскольку я вокалист и способен оценить качество голоса и исполнения певца, Гочаг сподвиг меня на изучение мугама, а дальше - и на его исполнение. Я люблю восточную классическую поэзию, но меня больше интересует суфийская поэзия и философия.
По словам Пьера де Трегомана, к национальному достоянию азербайджанского народа в Европе относятся с большим почтением. Французский джазмен также сообщил, что на сцене независимого театра ADO он проведет мастер-класс с начинающими музыкантами и покажет им правильную постановку голоса, стилей исполнения, дыхания, а также сольное и коллективное исполнение.
Афет ИСЛАМ
banner

Советуем почитать