• четверг, 28 Марта, 15:48
  • Baku Баку 16°C

Водораздел по Макрону

17 апреля 2018 | 11:01
Водораздел по Макрону

ВЗГЛЯД
Субботние показательные, в то же время упредительные удары США, Франции и Великобритании по Сирии, прежде всего, дали понять, кто в Совбезе ООН хозяин.
Одновременно они стали лакмусовой бумагой относительно того, насколько справедливо замечание, что мир имеет дело с «другой Россией», отличной от времен распада СССР, когда одна за другой страны Африки, Азии и Латинской Америки стряхивали с плеч груз довлеющего «интернационала и мировой революции».
Понятное дело, за ударами по позициям официального Дамаска внимательно следили не только в Москве, Анкаре и Тегеране, но в Пекине и даже в Пхеньяне. Кроме того, по «авторитету» Башара Асада прошлись залпы основных сил почившей было в бозе Антанты, прочим же товарищам по НАТО было рекомендовано вести себя по чину. Есть еще один момент - даже политики примерили тогу политологов, обильно посыпая событие комментариями…
Возвращение блудного сына?
Молодой и необстрелянный в политических баталиях президент Франции Эммануэль Макрон, например, решил выдать желаемое за действительное, заявив, что в результате этих ударов были разделены Россия и Турция, которая осудила химическую атаку и «поддержала операцию, которую мы провели».
Да, было дело - братская страна выразила удовлетворение этими ударами. «Мы считаем справедливыми ракетные удары США, Великобритании и Франции по Сирии», - заявил в субботу президент Турции Тайип Эрдоган во время выступления в Стамбуле, полагающий, что немыслимо оставлять без ответа химические атаки, совершенные режимом Асада. Однако нет смысла представлять команду правящей партии Турции в качестве «заблудшего сына», поскольку с самого начала гражданской войны в раздираемой на куски ближневосточной стране Эрдоган и иже с ним предупреждали всех, в том числе президента России Владимира Путина, что у сына Хафеза Асада нет политического будущего. Доводы при этом выкладывались более чем весомые: во-первых, алевитское правительство воюет против большинства населения, во-вторых, оно не гнушается ударами ниже пояса в отношении тех же русских, затягивая их ради того, чтобы усидеть в кресле, в долгосрочную изнурительную военную кампанию.
Понятно, что Кремль тоже рассчитывает на определенную выгоду в случае стратегического замирения сторон, но наступит ли оно, вот в чем вопрос. То есть Эрдоган приветствовал удар по территориям, контролируемым тамошним правительством, не по факту, а исходя из глубокой убежденности в глубокой аморальности методов асадовского правления. Он неоднократно заявлял об этом на всех уровнях, даже в стенах ООН и во время личных бесед с Путиным, призывая его делать ставку не на конкретное «доверенное лицо», а на народ Сирии.
А что же Кремль?
Видимо, у ситуативных союзников разночтения упираются не в конкретную позицию, а в методологию, раз уж команда Путина намерена идти до конца в поддержке действующего режима.
Президент РФ по этому поводу выступил даже с заявлением, в котором обвинил Вашингтон в разрушении системы международных отношений: «Россия самым серьезным образом осуждает нападение на Сирию, где российские военнослужащие помогают законному правительству в борьбе с терроризмом. Своими действиями США еще больше усугубляют гуманитарную катастрофу, несут страдания мирному населению, по сути, потакают террористам, семь лет терзающим сирийский народ, провоцируют новую волну беженцев из этой страны и региона в целом. Нынешняя эскалация ситуации вокруг Сирии оказывает разрушительное воздействие на всю систему международных отношений. История расставит все по своим местам, и она уже возложила на Вашингтон тяжелую ответственность за кровавую расправу с Югославией, Ираком, Ливией».
После этого Эрдоган провел телефонный разговор с российским коллегой. И опять же можно с большой долей уверенности предположить, что их позиции по этому вопросу были диаметрально противоположны.
Не более чем постановка
Описывая ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй», глава Центра исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу предположил, что на фоне открытой игры стороны предпочитают действовать с учетом жестких требований электората:
- Очевидно, что в Москве прекрасно отдают себе отчет, что сотрудничество с Анкарой в Сирии не может строиться по кремлевским лекалам - у каждой из сторон есть свои многовековые, во многом противоположные интересы в регионе, свои подходы. Так что по многим вопросам сирийской тематики им приходится договариваться, так как ни для кого не секрет, что Эрдоган является сторонником смены политического режима в этой арабской стране. Кроме того, в Москве понимают, что Турция - член НАТО и не может не брать в расчет позицию альянса. Как известно, все члены военно-политического блока выразили полную поддержку ракетным ударам США, Великобритании и Франции по Сирии.
В то же время Эрдоган вынужден учитывать мнение требующего жесткости электората. Судя по заголовкам СМИ братской страны, они никак не впечатлились ракетными ударами, полагая, что они либо не достигли целей, либо эти удары - не более, чем постановка. Вот примеры заголовков на первых полосах ведущих газет вроде Cumhuriyet, Hürriyet, Sabah: «70 минутная игра в войну», «Предупреждение ракетами ценой в $240 млн», «За страдания мусульман нужно было призвать к ответу раньше», «Театр. Надругательство над совестью» и пр. в том же духе. Потому поведение Анкары вполне объяснимо, к тому же у нее есть более веский повод быть недовольной поведением своего партнера.
Помнится, недавно министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что передача турецкой стороной территории сирийского Африна Асаду «может послужить стабилизации обстановки» в этом районе, после чего между сторонами словно пробежала черная кошка. Неудивительно, что отповедь турецкого президента была довольно резкой - они, мол, сами отлично знают, кому и когда следует передать контроль над землями, освобожденными от курдских боевиков. Кроме того, если говорить по факту, русские сами управляют несколькими областями, и почему-то не намерены передавать их правящему режиму. Москва знает расклад сил, потому молча снесла этот выговор Эрдогана, и это не удивительно.
По сути дела, Россия находится на пороге полной изоляции, и сейчас ей не с руки портить отношения с Турцией, иначе дамоклов меч нависнет над сотрудничеством Анкары, Тегерана и Москвы в рамках астанинского процесса.
С другой стороны, Москва нуждается в поддержке ситуативного союзника в Сирии, и прежде всего в Идлибе. Так что заявления Турции относительно поддержки американских ударов по Сирии вряд ли могут послужить причиной ухудшения ее отношений с Россией.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать