• пятница, 29 Марта, 16:16
  • Baku Баку 14°C

Мир без нас

06 апреля 2018 | 18:06
Мир без нас

ИССЛЕДОВАНИЕ
Второй месяц весны приносит в нашу страну немного тепла. Средняя температура, которую мы можем наблюдать, - днем +16 °C, ночью +12 °C. В редких случаях столбик термометра может преодолевать 15-градусную отметку, хотя, например, еще каких-то пару-тройку лет назад апрель в этом плане выдавался на редкость теплым и солнечным. Не в пример апрелю нынешнему - холодному, дождливому и пасмурному.
Изменение климата во многих уголках планеты, все чаще сопровождаемое природными катаклизмами, усиливающиеся признаки глобального потепления, чреватого тяжелейшими последствиями для всего живого на Земле, - все это не сюжет фантастического романа. Подобные явления в той или иной степени можно наблюдать повсеместно. И это не может не беспокоить ученых, пытающихся разобраться в причинно-следственных связях происходящего.
За прозрачность атмосферы
Многие считают, что глобальное потепление - это миф. Может, действительно никакой угрозы нет, а есть лишь заговор экологов? Однако есть независимые и наземные наблюдения, и данные из космоса. В очень многих точках происходит неожиданное повышение или понижение температур. При этом речь идет о средних температурах, но в каких-то отдельных местах изменения могут обернуться как жарой, так и похолоданием. «Потепление», говорят ученые, - это упрощенный термин, и то, что сейчас происходит, - это не только скачки температуры, а в некоторых местах погодные изменения выливаются в осушение. Годы становятся все более сухими, влаголюбивые растения и животные исчезают.
У многих климатологов есть сомнения относительно глобального потепления, но по большей части они очерчивают круг вопросов: с чем связаны изменения, к чему они приведут и можем ли мы на это повлиять? Проблема в том, что баланс тепла - сколько его мы получим, столько отдадим - зависит от огромного количества слагаемых. По словам Дмитрия Шабанова - доктора биологических наук, профессора, заместителя декана биологического факультета по научной работе Харьковского национального университета им.В.Н.Каразина, примерный порядок переменных в таком «уравнении» таков. Учитывая бесчисленное количество многих мелких факторов, очень важной переменной является альбедо (характеристика отражательной способности поверхности) планеты. На то, сколько тепла будет отражено и принято Землей, влияют прозрачность атмосферы, облачность, количество светлых и темных поверхностей и т.д. Снегопад альбедо повышает, чад от работающих предприятий - снижает. И прозрачность атмосферы - только один комплекс переменных. «Нельзя все сводить только к содержанию углекислоты», - поясняет он.
Ученые не одно десятилетие задаются и таким вопросом: могут ли колебания климата быть не связаны с деятельностью человека? Профессор Шабанов полагает, что климат и до появления человека менялся в огромных пределах, были изменения и в исторический период. «Сложно поверить, - говорит он, - что средняя температура начнет неконтролируемо расти и достигнет венерианских значений. В далекой истории Земли были периоды и более теплые, чем нынешний, но ни одно из серьезных нагреваний не перевело планету в режим «венерианской горячки». Однако у нас сейчас гадание на кофейной гуще. Мы слишком мало знаем. То, что мир будет меняться, однозначно. Но какие будут изменения? В этом вся интрига. И мы должны обращать больше внимания не на возможные страшные сценарии, а на наши незнание и возможности изменить ситуацию. Сейчас соревнуются два процесса. Есть негативный тренд (разрушительное влияние на среду) и позитивный (изменяется образ жизни, появляются новые технологии). Мы не знаем, какой тренд пересилит, хочется верить, что второй».
Кроме того, решением проблемы озоновой дыры удалось добиться серьезного перелома. Монреальский протокол, который резко ограничил выбросы хлорфторуглеродов, похоже, сработал. Но глобальное изменение климата, тем не менее не выдумка, уверены специалисты. Значит, нужно перестраивать свои отношения с окружающей средой, снижая разрушительное воздействие на нее, и расширять наше понимание взаимосвязей, влияющих на жизнь планеты, и способности к прогнозированию последствий наших действий.
Экологический Армагеддон
Риск экологической катастрофы ничуть не преувеличен. Скорее - он все еще недооценен. Повсеместно растет страх перед Апокалипсисом, который доведен до предела в художественных фильмах и научно-фантастических романах. Но реальный риск, конечно, существует, убеждены ученые.
В сущности вот уже четверть века всем известно, что эта проблема - главная в повестке мировых лидеров. От саммита по проблемам Земли (1992), более известного как конференция в Рио, до Киотского протокола (1997), а потом и до Парижского соглашения (2015) список действий, призванных спасти планету от экологической катастрофы, мог бы составить отдельную библиотеку. Но баланс не сходится, раз двое ключевых европейских лидеров перевели беспокойство на новый уровень, выступив с неслыханными прежде интонациями. «Мы хотим защитить мир, стоя на пороге одного из важнейших, если не важнейшего, вызова человечеству», - сказала Ангела Меркель на Всемирной конференции по климату в Бонне (ноябрь 2017 г.). Через месяц Эммануэль Макрон поднял уровень тревоги еще выше: «Мы проигрываем войну с климатическими изменениями». А китайские власти объявили о том, что планируют открыть самый большой в мире рынок «платы за загрязнение». Это большой шаг для страны, занимающей первое место по объему выбросов парниковых газов.
Будет ли этого достаточно? Баланс все еще не сходится, потому что объемы выбросов CO2 в 2017 году выросли впервые после трехлетней стагнации, установив новый исторический рекорд. Потому что по прошествии десятилетий ухудшились данные о голоде в мире, связанные в том числе и прежде всего с изменениями климата. Потому что признаки больших перемен появляются здесь и сейчас, а не в каком-то неопределенном будущем, и их становится все больше и больше. И даже когда они не столь «впечатляющи», как отломившийся от Антарктиды айсберг размером с Лигурию (это было в июле 2017 года) или постоянно усиливающиеся и участившиеся ураганы, беспокойство меньше не становится. По крайней мере именно так считают ученые из Университета Сассекса, измерившие масштабы экологической катастрофы по стремительному снижению популяции насекомых. «Происходит экологический Армагеддон, - сделал заключение профессор Дэйв Гулсон, один из авторов исследования, - потому что, если мы потеряем насекомых, это будет означать конец всего».
В заявлениях Меркель и Макрона, должно быть, отозвался голос международного научного сообщества. 13 ноября 2017 года в заявлении, опубликованном научным журналом «Биосайнс» и газетой «Монд», более 15 тысяч ученых из 184 стран высказались о состоянии Земли спустя 25 лет после первого сигнала тревоги. Заключение было следующим: «Вскоре спасать нашу планету будет слишком поздно». Скоро, но не сейчас. Больше нельзя терять время, как предупреждали пару лет назад ученые из Университета Оксфорда, создавшие список из 12 видов опасностей, угрожающих нашему исчезновению, как вида. Не стоит даже говорить, что на первом месте была экологическая катастрофа, «климатические изменения».
От Евро-4 - к Евро-5
«Впервые в истории среди тех, кто может предсказать, что произойдет более чем через десять лет, появилось убеждение, что мы разыгрываем финал глобального матча. Количество населяющих Землю людей слишком велико, чтобы выжить в безопасности и при благополучных обстоятельствах. Питьевой воды становится все меньше, а атмосфера и моря все больше загрязняются. Климат меняется в направлении, не способствующем продолжению жизни любых существ, кроме микробов, медуз и грибов», - пишет в своей последней книге «Половина Земли, как спасти будущее жизни» биолог Эдвард Уилсон. Это даже не конец света, это скорее - мир без нас.
Наблюдения последних двух десятилетий демонстрируют устойчивую тенденцию повышения температуры на планете. Это уже хорошо известно фермерам, чей урожай пострадал от необычно жаркого лета в Южной Европе, Азии и США. Это известно и сотрудникам больниц, в приемные покои которых поступает все больше людей, ставших жертвами аномальной жары.
Ученые, занимающиеся исследованием климатических процессов, считают причиной этой засухи, грозящей фатальными последствиями, глобальное потепление. «Дестабилизация климата может привести к дестабилизации общества», - говорится в последнем отчете Потсдамского института изучения климата (PIK). Глобальное потепление нанесет не только экономический ущерб, но и негативно повлияет на здоровье человека, станет причиной массовой миграции и этнических конфликтов, создаст угрозу шансам развития беднейших стран в мире.
Изменение климата теперь обсуждается не только учеными. Участие в экологических конференциях политиков, министров и правозащитников показывает, что проблема стала слишком серьезной, чтобы оставаться предметом исключительно научного интереса. Человечество осознало, что с глобальным потеплением необходимо бороться сообща.
Прошлогоднее заявление Дональда Трампа о том, что США выходят из Парижского соглашения по климату, лишь сплотило остальных участников этого договора. Мировые лидеры заявили, что не откажутся от своих обязательств по борьбе с изменениями климата и снижением уровня выбросов CO2 в атмосферу. Правительства большинства стран мира также поддержали эту позицию, установив собственные задачи по сокращению вредных выбросов.
Что касается нашей страны, то экологический стандарт Евро-4 (с меньшим содержанием вредных веществ в выхлопных газах), который был принят в Азербайджане 1 апреля 2014 года, позволил более чем в пять раз сократить импорт старых авто в страну. Одна только эта мера способна существенно повлиять на улучшение экологической ситуации в стране и защитить окружающую среду от вредных выбросов. А в 2018 году в стране начнется производство бензина марок АИ-92 и АИ-95, соответствующего стандартам Евро-5.
Галия АЛИЕВА
banner

Советуем почитать