• четверг, 25 Апреля, 21:13
  • Baku Баку 21°C

Вершина пирамиды

28 февраля 2018 | 17:14
Вершина пирамиды

ДЕМОГРАФИЯ
Возраст - понятие многогранное. Биологи до сих пор не пришли к единому мнению, что считать старением и каковы его причины. Мартин Лютер Кинг даже назвал старость живой могилой. Но пока ученые ведут научные дискуссии и споры, мы ни на минуту не перестаем мечтать о вечной молодости.
Азербайджан - страна молодая: треть ее населения составляет молодежь до 35 лет, людей старше 65 - всего 7%. А долгожителей, к которым Всемирная организация здравоохранения относит людей старше 90, и того меньше.
Терпенье и труд все перетрут
Несколько лет назад во время командировки в Западный регион страны довелось мне познакомиться с местными долгожителями. Скорее всего, их уже нет на этом свете - ведь уже тогда в их паспорте значились цифры 100, 108, 112 лет. Но в память журналистскую они врезались очень прочно.
Первой встретилась Ясямян Касумова из Шамкира. По старой крестьянской привычке она вставала рано, с зарей. Брала свою палочку, на которую опиралась последние годы, и не спеша шла в сад, где меняла трость на лопатку и подправляла деревца, посаженные семьей много лет назад. Вишня, черешня, яблони, абрикосы во все времена были ухожены так, словно за ними каждый день присматривал опытный и заботливый садовник. В конце июня для Ясямян нене, как и для всех хозяюшек, начинался сезон варенья. У старой женщины все было распланировано - сколько баночек сыновьям, внукам и внучкам, соседям, подругам, живущим неподалеку. Они много моложе ее, им - от 75 до 85 лет. Сама-то Ясямян нене родилась, по ее словам, в 1895 году. Всю жизнь проработала в колхозе, собирала хлопок. Помнит ли царя? Сказала, что помнит. Аккурат в год революции вышла замуж, родила восьмерых детей (из которых в живых осталось только трое). Рано овдовела. Но, несмотря на все невзгоды, характер сохранила добрый и покладистый. Ее так и называли в махалле - «шириндил Ясямян».
А Меджид Алиев из товузского села Говлар - представитель сельской интеллигенции. Он всю жизнь в местной школе математику преподавал. В последние годы жил в добротном двухэтажном доме со своей многочисленной семьей - 26 внуков, 20 правнуков, несколько праправнуков. Когда мы встретились с ним, ему было 108 лет, он - выпускник Горийской семинарии, учился примерно в одно время с Иосифом Джугашвили, вернулся в родное село, потом ушел на войну - сначала на Первую мировую, а потом с двадцатилетним перерывом - и на Вторую. Служил в пехотных войсках. Говорят, что у математиков память остается феноменальной до самой глубокой старости, но это, к сожалению, не про нашего аксакала. Он всех удивлял тем, что в последние месяцы путал все события, имена близких. На меня, журналиста с блокнотом и фотоаппаратом, как-то странно отреагировал, почему-то вспомнив брата, сгинувшего в ГУЛАГе. Удивительные ассоциации. Говорят, был он очень строгим, даже суровым, требовательным, не терпел пустого времяпровождения, слоняться по двору или гонять мяч в его понимании было равносильно преступлению. А по виду и не скажешь: тихий такой был, застенчивый старичок с мягкой полуулыбкой.
В советские времена Азербайджан прославился долгожителем из кяльбаджарского села Яшма Ильясом Джафаровым – охотником, который в свои 124 стрелял навскидку из своей берданки. Таких историй в научном багаже наших физиологов - огромное количество. А сейчас самым пожилым жителем Азербайджана (чей возраст прошел верификацию) является, по словам директора Института физиологии НАНА доктора биологических наук Улдуз Гашимовой, жительница поселка Гарматук Лянкяранского района 108-летняя Вясма Мамедова.
Еще в 80-е годы прошлого века в рамках советско-американского академического проекта по изучению феномена популяционного долгожительства Азербайджан был не только непосредственным участником, но и координатором этого международного проекта.
Генетика - первична
Американцы феномен этот начали изучать на стариках Абхазии, затем планировали продолжить исследования в Азербайджане, но охлаждение отношений между США и СССР (после сбитого советскими ПВО южно-корейского «Боинга») быстро свернуло финансирование программы. И далее, в 1988-89 годах, название экспедиции хоть и оставалось прежним - «советско-американская», но работали в ней уже только советские геронтологи, этнографы, физиологи, психологи и т.д.
В общей сложности в той работе принимали участие порядка 50 ведущих ученых бывшего СССР из России, Украины, Азербайджана: на цели научных изысканий не могла повлиять никакая политика, геронтологов по-прежнему интересовал вопрос, поставленный американцами: почему на процветающем Западе, где у стариков - все условия, где на них работают целые социальные индустрии с передовой по тем временам медициной и они защищены так, как ни в одной стране мира, старики в крайне редких случаях доживают до 85-90 лет, да и то в большинстве случаев с синдромом Альцгеймера (старческое слабоумие), а в горных селениях советского Кавказа с очень слабой (по сравнению с зарубежной) социальной инфраструктурой люди не просто доживают до глубокой старости, но и демонстрируют завидную физическую и психо-эмоциональную сохранность - землю пашут, на конях скачут? Как им удается перехитрить природу? Ведь у наших стариков даже в 90-летнем возрасте рождались дети, а женам, производившим их на свет, бывало и за 50.
Тогда же геронтологи и нашли ответ на этот вопрос. Первое, сказали они, активному долголетию способствуют благоприятная экологическая обстановка, чистый горный воздух, позволяющий столетним старцам вести активный образ жизни: хозяйничать по дому, собирать в лесных предгорьях травы и ягоды, ухаживать за домашним скотом и т.д. В то время «Центрнаучфильм» даже снял картину - «Миг вечности», но была ли она показана по телевидению, никто из наших ученых не помнит: наступил 1988 год, начался карабахский конфликт, в результате которого Азербайджан потерял и те районы, в которых преимущественно и проживали долгожители, и где, собственно, проходила работа экспедиции - Газах, Агдам, Кяльбаджар. Кстати, тот охотник, о котором мы уже говорили, естественно, стал беженцем на своей земле, его из высокогорной муровдагской зоны перевезли в равнинную Барду, где он вскоре и умер. Только ли от старости? Мы к этому вопросу еще вернемся.
Кроме экологии второй ответ на вопрос «Почему люди живут долго?», по мнению ученых, звучит так: генетика. И снова иллюстрации.
1987 год. Экспедиция работает в Исмаиллинском районе. Москвичи и ленинградцы изучают русских крестьян-духоборов из Ивановки, которых мы привычно называем молоканами, другие ученые - азербайджанцев из села Гушанча. Выводы поразили всех. В Ивановке удалось обнаружить единственного «долгожителя», которому было всего лишь восемьдесят с небольшим, но это был дряхлый, слепой и полуглухой старик, которого днем выносили погреться на солнышке, а вечером уносили в дом. В соседнем, через ущелье, азербайджанском селе Гушанча было 17 стариков и старушек, возраст которых перевалил за сотню. Они были бодры, веселы, активны, мужчины работали в поле, а женщины, как и сто лет назад, взбивали шерсть. И это - в одном регионе, на одинаковом расстоянии от уровня моря, при одинаковой крестьянско-трудовой занятости!
Стресс хуже молота
Российские геронтологи, изучавшие молокан на их исторической родине - в Воронежской и Саратовской областях, констатировали тогда: от перемены 200 лет назад места жительства ничего не изменилось, как умирали в русских губерниях в 70 с небольшим лет, так и сейчас продолжают умирать. Причины разные - болезни, пищевая культура (кухня молокан, как известно, предполагает высококалорийную, насыщенную жирными кислотами, пищу, одна сметана чего стоит!), та же экология, но главное, считают ученые, - это гены. Все остальное - вторично.
По мнению ученых, занимающихся биологической активностью мозга у людей преклонного возраста, долгожительство - это пирамида, на вершине которой старики, а их подпирают все остальные - возрастной клан, нормальный образ жизни, статус, социальная защищенность. А вот к категории самых уязвимых слоев населения они относят не столько стариков-беженцев, сколько их потомство. Приведем пример.
В начале 90-х сотрудники институтской лаборатории, где изучают долголетие, проводили исследования в одной из бакинских средних школ, где в то время размещались вынужденные переселенцы. Состояние здоровья детей из зоны конфликта оказалось гораздо хуже, чем остальных, у них была плохая память, они страдали всевозможными неврастениями и неврозами, кроме того, обладали целым букетом соматических заболеваний. Итоги обследования детей переселенцев позволяли прийти к важному и не очень оптимистичному выводу: «ген долголетия» формируется в течение очень долгого времени, столетиями передается из поколения в поколение (нужно много факторов, чтобы в одной экологической нише образовалось конкретное село с высокой продолжительностью жизни, правильным образом жизни), а вот разрушается все это очень быстро, почти мгновенно. И разрушить это способен пресловутый стресс.
В данном случае - вся ситуация, связанная с войной и изгнанием из родных мест (еще одно тяжкое последствие армянской агрессии). Вот и получается, что стресс - самый сильный повреждающий фактор, доказывающий, что генофонд - не такая уж устойчивая и перманентная вещь, стресс хуже молота.
Тем не менее азербайджанцам, как полагает украинский ученый, профессор Института геронтологии, членкор Национальной академии медицинских наук Украины Светлана Кузнецова, присущи особые формы поведения, стереотипы, выработанные веками, которые способствуют преодолению воздействий стрессовых факторов. «Большую роль в этих стереотипах поведения, - сказала она корреспонденту газеты «Каспiй», - играют участие и сочувствие значительного числа людей (родных, соседей, знакомых) при экстремальных ситуациях (смерть близких, во время болезни). Обращает внимание масштабность моральной и материальной поддержки и взаимовыручки. К тому же на протяжении всей жизни воспитываются способности сохранять самообладание в стрессовых ситуациях. Человек, оказавшийся в горе, не несет его тяжесть в одиночку, он ощущает помощь и поддержку родственников, соседей, друзей».
И тут в самый раз вспомнить еще одну долгожительницу из Агстафы - Улькяр Сулейманову 1904 года рождения. Удивительное создание, маленькая, худенькая, любила, как и все старики, рано вставать и ждать, когда проснутся остальные. На мой вопрос: «Долго ли приходится ждать, когда невестка завтрак подаст?», удивилась: «Гадан алым, зачем она должна подавать мне завтрак? Она же много трудится, устает. А я все равно просыпаюсь раньше всех, мне и чаем поить всю мою семью».
Так вот какой секрет от старой мудрой азербайджанки не узнали американцы, поторопившись с отъездом и свернув свою исследовательскую программу: главней всего - погода в доме, а все другое - суета.
Галия АЛИЕВА
Статья публикуется в рамках индивидуального конкурса для журналистов, объявленного Фондом господдержки развития СМИ при Президенте Азербайджана по случаю Новруз байрамы
(Тема №11 - Gender, ailə və demoqrafiya məsələlərinin işıqlandırılması).
banner

Советуем почитать