• вторник, 23 Апреля, 13:00
  • Baku Баку 24°C

Владимира Калиниченко: «Не верьте в сказки о массовой резне в Сумгайыте»

28 февраля 2018 | 12:34
Владимира Калиниченко: «Не верьте в сказки о массовой резне в Сумгайыте»

Сегодня исполняется 30 лет со времени сумгайытских событий. Предлагаем вниманию читателей интервью московскому корреспонденту АПА Владимира Калиниченко, старшего следователя по особо важным делам Генпрокуратуры СССР в 1980-1992 годах, командированного в Азербайджан на следующий же день после начала беспорядков.
- Владимир Иванович, как вам запомнились события 30-летней давности? Насколько нам известно, вы посещали Азербайджан и до сумгайытских событий.
- Извлечение уроков из истории - большое дело, особенно из событий, произошедших в Сумгайыте, вокруг которых затем появилось немало фальсификации. Первое мое посещение вашей страны произошло в 1979 году в рамках расследования уголовного дела бывшего прокурора Азербайджанской ССР Гамбая Мамедова. В течение полугода мне удалось посетить не только Баку, но и Нагорный Карабах - Шушу, Степанакерт (Ханкенди), где большинство руководящих работников были армяне.
В Баку также вторыми секретарями всех районов работали армяне, были они и в ЦК КП Азербайджана. В прокуратуре следователем по особо важным делам был армянин Армен Исагулов, который впоследствии стал главой МВД в так называемой «НКР», не скрывая ненависти к Азербайджану. Но в упомянутый отрезок времени мы вместе с ним и азербайджанцем, следователем Эльманом Агаевым каждый день обедали, шутили, и никому и в голову не могло прийти, что впереди нас ждут подобные события.
- Как произошло, что вас направили в Сумгайыт?
- Вечером 28 февраля 1988 года по приказу руководства я для расследования произошедших беспорядков отправился из Казахстана в Азербайджан. Для меня, интернационалиста, произошедшее в Сумгайыте было неожиданностью. Но в прокуратуре мне показали архивный материал, в котором было отмечено, что еще в 1905-1906 годах армяне устроили в Баку погромы, там даже был доклад императору Николаю II о причинах той резни. По прочтении этого документа мне уже было не сложно установить причины событий - настолько застарелым оказался армяно-азербайджанский конфликт.
В то время прокурором Сумгайыта был покойный ныне Исмет Гаибов - профессионал в истинном смысле этого слова. Эти события были настолько необычными, что туда отправили примерно 600 оперативных следователей СССР, в том числе из милиции, прокуратуры и КГБ. В то время меня очень удивило одно обстоятельство - для проведения заседания не было помещения, которое могло бы вместить столько человек, потому требовать качественной работы от группы, прибывшей расследовать произошедшее, было бессмысленно.
- Во время этих событий вы были следователем по особо важным делам Генеральной прокуратуры СССР. В высших эшелонах власти СССР кого вы видели зачинщиком межнационального конфликта?
- Именно после прихода к власти Горбачева в СМИ появились статьи Зория Балаяна, Сильвы Капутикян и академика Аганбегяна о проблемах в Карабахе и необходимости присоединения этого региона к Армении. Поддержку этим армянам оказала этнограф Галина Старовойтова, хотя представитель этой профессии не должен был так поступать. Что касается Горбачева, он окончил юрфак МГУ и получил направление в органы прокуратуры родного Ставропольского края, но он там ни одного дня не проработал, выбрав комсомольскую и партийную стезю. Ставрополье всегда было самым сложным регионом на всем пространстве СССР в вопросе межнациональных отношений, и Горбачев лучше других был осведомлен о существующих национально-этнических проблемах в этом регионе, тем не менее неожиданно поддержал предложение Балаяна, Аганбегяна и Капутикян. Таким образом был подожжен фитиль бомбы - на самом деле первые беспорядки начали националисты Армении, которые задолго до Сумгайыта стали изгонять сотни тысяч азербайджанцев со своих родных земель. Большинство из них горными путями были вынуждены бежать из родных очагов, и до сих пор никто не знает, сколько было потерь среди них во время вынужденного бегства. Большинство их были сельскими жителями, и они прибыли в Баку без вещей, денег… Потому большинство их не могло долго жить в столице, переехав в Сумгайыт - смотрите, ведь причины всех этих событий начинаются отсюда. Изгнанные из Армении азербайджанцы начали проводить в Сумгайыте митинги, организаторами которых был КГБ, умело воспользовавшийся митингами в НКАО, начавшимися 19 февраля 1988 года. Все это еще больше усиливало напряженность, и на второй день событий, когда я уже был в городе, там горели дома, город был оцеплен - только по специальным пропускам можно было въехать и выехать из этого населенного пункта.
- Армяне всему миру кричат, что в Сумгайыте были убиты тысячи их соплеменников. Что можете сказать о точном количестве армян, погибших во время беспорядков?
- Несмотря на сказки армян о тотальной сумгайытской резне, если память мне не изменяет, в феврале 1988 года были убиты 26 армян, среди которых не было найдено тело одной женщины, и 7 азербайджанцев. Считаю, что расследование событий было организовано неправильно. Так, случаи изнасилования, убийства должна была расследовать прокуратура, случаи разбоя, нанесения вреда здоровью - милиция, а установлением организаторов событий должен был заниматься КГБ. Я выразил протест в связи с этим, поскольку погромы и резня происходили в одном месте, совершались преступления, и их совершали одни и те же люди. Поэтому уголовные дела следовало вести не по эпизодам, а по лицам.
В то время я вел следственные действия по одному из эпизодов в наиболее пострадавшем 4-м микрорайоне. Армянская семья Трдатовых для самозащиты вскипятила воду, чтобы вылить ее на атаковавших их. Я искал этих нападавших, а мой коллега из милиции занимался поиском людей с ожогами, что было абсурдным, о чем я заявил на заседании и порекомендовал объединить уголовные дела. Мое заявление вызвало гнев руководства, и через полтора месяца меня вновь отправили в Казахстан.
Однако в течение полутора месяцев я был свидетелем многих событий - жизнь той самой семьи Трдатовых спасла азербайджанская женщина по имени Семенгюль ханым, и когда они уезжали, со слезами благодарили ее. Во время погромов был задержан некто по фамилии Исмаилов, который в показаниях указал, что другие участники погромов сбрасывали армянских детей с верхних этажей домов. Мы с Исмаиловым пошли по указанному им адресу. Это был пятый этаж, квартира была полностью разгромлена, но было установлено, что никто в этом доме убит не был. С окон, как оказалось, бросали подушки и одеяла, а Исмаилову показалось, что бросали детей. Ничего подобного не было, но таким образом создавались легенды о несуществующих жертвах, трагедиях. Безусловно, жестокость имела место, но раздувать цифры и выдумывать мифы не нужно.
Спустя некоторое время после этих событий в Колонном зале Дома Союзов СССР состоялось мероприятие, в котором принимало участие много армян, обсуждавших сумгайытские события. Я сказал, что во время погромов были убиты 26 человек. В этот момент в зале начался шум, с мест посыпались реплики, обвинения в сокрытии Генпрокуратурой числа жертв, и тогда я показал им принесенную с собой книгу «Жертвы сумгайытских событий», которая была издана в Ереване. В ней было указано, что погибли 26 армян, также были даны фотографии жертв при жизни и после смерти. Я сказал им - указано 26 жертв, и если вы считаете, что прокуратура СССР лжет, то тогда назовите количество и имена остальных погибших. В это время все сидящие в зале армяне встали и покинули зал, что плохо подействовало на меня, ведь я всего лишь констатировал факты.
- Оказывали ли сотрудники правоохранительных органов Азербайджана влияние на следственный процесс во время расследования сумгайытских событий?
- Я особо хочу отметить объективную позицию азербайджанских коллег во время расследования событий. Хочу напомнить один эпизод - был один задержанный азербайджанец, обвиняемый в изнасиловании армянской женщины по имени Карина. Азербайджанские следователи так жестоко избили его за это, что он чуть не умер. Почему я говорю об этом? Потому что армяне заявляют, что подверглись геноциду в Сумгайыте. Если бы такое имело место, стали бы азербайджанские оперативники бить своего же?! Я был свидетелем многих эпизодов, связанных со спасением армян. Саботажа по уголовному делу в связи с расследованием погромов не было.
- Вы сказали, что поиском организаторов погромов занимался КГБ. Кто-то из организаторов был привлечен к уголовной ответственности?
- Ряд очевидцев в своих показаниях указывал на приметы организаторов погромов. Согласно показаниям, это были лица солидной внешности, не похожие на преступников, но их поиск был невозможен. Никого из организаторов не удалось установить и привлечь к уголовной ответственности. Когда я их искал, мне сказали, что я должен передать это дело в КГБ, они занимаются этим. Тогда я убедился в том, что организатором сумгайытских погромов была сама «контора».
Спустя годы после событий я встретился со своим другом, коллегой, который в 1988 году со мной расследовал сумгайытские события. Я сказал ему, что массовые погромы в Сумгайыте были совершены «руками» КГБ, и он в свою очередь тоже признал это, сказав, что в то время он не мог сказать мне об этом. По его словам, от руководства КГБ СССР поступила директива о том, чтобы ни один организатор погромов не был установлен либо найден. Этот приказ КГБ дал Горбачев. То, что Горбачев положительно отозвался на призывы Балаяна, Аганбегяна и Капутикян, высказался о наличии в Нагорном Карабахе проблем и важности их решения, стало составной частью этой большой провокации.
- Были ли среди привлеченных в ходе следствия к ответственности за погромы армяне?
- Как я уже сказал, в тот период я занимался расследованием изнасилований и убийств. Сестры Межлумян были изнасилованы. По этому эпизоду проходил армянин Эдуард Григорян. Конечно же, в ходе очной ставки пострадавшие опознали его. Постановление о его аресте вынес я. Его участие в погромах было доказано следствием. Также хотелось бы отметить, что Григорян не был обычным погромщиком, то есть он не был простой фигурой, как Исмаилов, о котором я говорил выше, а считался организатором среднего уровня. В период, когда я был в Азербайджане в связи с сумгайытскими событиями, я лично вынес постановление об аресте 5-6 человек. Одним из них был Григорян. У меня было достаточно доказательств, чтобы арестовать его. Григорян проходил не по одному, а по нескольким эпизодам. После долгих лет первый заместитель генпрокурора Азербайджана Рустам Усубов вручил мне копию постановления, которое я вынес в отношении Эдуарда Григоряна.
- По-вашему, кто напрямую был заинтересован происходящим в то время в Азербайджане?
- Советский Союз был многонациональной страной. Конфликты на национальной почве обострялись в этой стране с одной целью - развалить ее. В этом деле большую активность проявляли Горбачев и поддерживающие его армяне. Родившийся и выросший близко к Кавказу, Горбачев лучше всех знал этот регион. Поэтому поддержка им в карабахском вопросе армян не была случайным шагом. Все было спланировано заранее. Назначение им Абдуррахмана Везирова первым секретарем в Азербайджан также было ошибкой. Вместо того чтобы гасить возникшие очаги, Горбачев подливал масла в огонь. Эта политика проводилась не только на Кавказе, но и в других регионах Советского Союза. В моей книге отмечен факт получения Горбачевым взятки от президента Кореи, но никто не обращает на это внимания, хотя по нему бывшего генсека можно было привлечь к ответственности. Кроме того, последний председатель КГБ СССР Вадим Бакатин продал американцам за $1 млрд не имевшую в то время аналогов систему прослушивания.
Но давайте еще раз вернемся к сумгайытским событиям - я был свидетелем того, как азербайджанцы защищали армян, потому не верьте в сказки о массовой резне.
banner

Советуем почитать