• суббота, 20 Апреля, 02:42
  • Baku Баку 15°C

Право на жизнь

18 ноября 2013 | 12:57
Право на жизнь

ПРОБЛЕМА
- Женщина решила прервать долгожданную беременность после долгих лет лечения от бесплодия. Озадаченная, спрашиваю: почему? Ответ поверг меня в шок: муж хочет мальчика, а она не может ответить отказом… - заведующая женским центром Центральной клинической больницы Махира Исмайлова вопрошающе смотрит на меня, как бы пытаясь найти объяснение поведению «матери». Но оно заведомо не поддается здравому смыслу.
- Вы занимаетесь прерыванием беременности? - интересуюсь я.
- Нет, я лечу женщин от бесплодия. На эту тему вам лучше поговорить с гинекологами, которые практикуют аборты, - советует М.Исмайлова.
Стоит ли обращаться к гинекологам, заранее зная заученные ответы эскулапов, для которых ребенок - всего лишь «плод»? По мнению заведующей женским центром, врачи не толкают женщин на этот шаг. Оговорюсь: но и не отговаривают от абортов, ибо им это невыгодно.
Тема абортов в нашем обществе стоит особенно остро и отдает специфичным национальным колоритом. Так уж сложилось, что некоторые азербайджанские семьи не приветствуют рождение девочек - по решению родителей и других озабоченных благом семейства лиц дитя «ущербного» пола лишают права на жизнь. Само выражение «право на жизнь» звучит слишком уж громко - нерожденный ребенок в нашей стране не имеет никаких законных прав, а соблюдение божеских никто не гарантирует.
Ребенок - не растение
Массовое убийство не родившихся детей без медицинских показаний по половому признаку специалисты именуют «селективным абортом». Звучит по-научному отвлеченно и беспристрастно. Попробуем понять истинную суть этого определения и обратимся к его истокам.
О том, что такое селекция, знает каждый. Переводится это слово с латинского языка на русский как «отбор» или «выбор». Так называют отрасль сельского хозяйства, которая занимается отбором сортов растений и пород племенного скота. В Азербайджане этот метод используют для отбора детей - отбора жесткого и беспощадного, отбора по признаку пола…
Но вернемся к истокам выражения «селективный аборт». Второе слово - «аборт» -происходит от латинского aboriri, что означает «гибнуть». Поэтому искусственный аборт можно объяснить не иначе как предумышленное умерщвление, или убийство ребенка в утробе матери.
- Детоубийство в Азербайджане последние годы достигло небывалого размаха, об этом говорит страшная статистика. Последние десять лет мальчиков в общем количестве родившихся детей значительно больше - 53,8% против 46,2% новорожденных девочек. С каждым годом ситуация лишь усугубляется, - сказал в интервью газете «Каспiй» зампредседателя парламентского комитета по социальной политике Муса Гулиев.
Запретить легко
К сожалению, этическая сторона вопроса парламентариев волнует мало. Государство обеспокоено растущим количеством мужского населения и всерьез задумалось над решением этой проблемы. Вопрос о гендерных абортах, обращенный к М.Гулиеву, парламентарий встретил во всеоружии статистических данных и собственных размышлений.
- Нарастающий гендерный дисбаланс через пару десятков лет может обернуться настоящей демографической катастрофой для Азербайджана, - заявил депутат. - Поэтому Милли Меджлис обсуждает пути выхода из проблемы. К примеру, мы думаем запретить врачам осведомлять родителей о половой принадлежности будущего ребенка в первом триместре беременности. Этот пункт уже внесен в законопроект «О репродуктивном здоровье и планировании семьи», который депутаты планируют обсудить в ближайшее время.
От себя добавлю, что законотворческая инициатива народных избранников связана с ключевым пунктом этой темы - законное право на аборт ограничено 12-недельным сроком беременности. Именно на этом сроке можно узнать пол ребенка, утверждают врачи. По мнению М.Гулиева, запретить врачам сообщать пол ребенка - единственная возможность избавиться от этой напасти. Но правил, как известно, без исключений не бывает, и таковым в данном случае будет риск передачи наследственных болезней, связанных с полом. И только. С другой стороны, возникает вопрос: кто проследит за исполнением закона? Не станет ли он очередным подспорьем коррупционного механизма - доходной и весьма питательной средой для медицинского произвола?
Но бурная работа, идущая в стенах парламента, сопровождается упорным бумажным шелестом законотворческого процесса. Проект «О защите репродуктивного здоровья и планирования семьи» обещает жесткие санкции к нерадивым эскулапам, вплоть до административного и даже уголовного наказания нарушителей. Медиков пугают штрафами и отстранением от врачебной практики. Насколько оправдают себя в деле благие начинания законодателей, покажет время, а мы обратимся к международной практике борьбы за жизнь.
Безмолвный крик
«Наш фильм - документальный, и при его показе мы рекомендуем соблюдать педагогическую осторожность, так как некоторые кадры могут вызвать шок: безмолвный крик, искаженное лицо ребенка, который погибает на наших глазах», - комментирует американский акушер-гинеколог Бернард Нанатсон собственную ультразвуковую съемку процесса аборта. Если бы кто-нибудь мог услышать его! Но пленка, на которой запечатлено поведение эмбриона во время аборта, нема. Видно только, как широко, словно в предсмертном вопле, предчувствуя угрозу своей жизни, открывает рот 12-недельный зародыш...
Этот уникальный фильм снят в 80-х годах, с появлением ультразвуковой аппаратуры.
Кадры оставили неизгладимый след в душе доктора. После увиденного он покончил с абортами и решил поделиться правдой со всем миром. Именно так, в результате душевных переживаний бывшего абортмахера, появился фильм под названием «Безмолвный крик», а сам Натансон со временем стал одним из лидеров в борьбе против абортов.
Пролайф, или движение в защиту жизни, получило размах во всех развитых государствах мира. В странах, где человеческая жизнь считается бесценным подарком судьбы, аборт приравнен к убийству. Пролайф-организации насчитывают миллионы последователей по всему миру. Многотысячные митинги против абортов ежегодно проходят в Германии, Франции, Великобритании и других европейских странах. Пролайферы весьма специфичного религиозного толка собирают адептов в России, Беларуси и Украине.
Иными словами, во всех странах, где проблема абортов решается не только на словах, ведется масштабная просветительская работа: в средствах массовой информации, общественных местах, у клиник, в медицинских вузах - везде, где только возможно. Пролайф меняет сознание людей и взгляд на проблему, а главное - отношение женщин к аборту.

Моральная подоплека

В Азербайджане никто не слышал об этой заморской «причуде». Женщины удивляются странной прихоти государства запретить такое обычное дело, как убийство собственных детей. Многие думают о повышении цен на нелегальные услуги абортмахеров, а борьба с селективными абортами замкнулась в стенах парламента и грозит массой запретов. Вопрос к депутату М.Гулиеву был следующий:

- Запретить - это благое намерение всегда питало рынок подпольных услуг. Не лучше ли совмещать законотворчество с просветительской работой, менять само представление общества об аборте?

- Мы даже не заикаемся о полном запрете абортов, - обнадежил депутат. - К этому общество не готово, да и социальных предпосылок нет. Аборты запрещают в странах с отрицательным демографическим вектором. В иных случаях запрет на аборты носит религиозный характер, но Азербайджан - государство демократическое.
О планах просветительской работы в Азербайджане ничего неизвестно. Потому что нет такой практики и в ближайшее время, по-видимому, не будет. Более того, нет понимания этической стороны вопроса. Можно ли изменить ситуацию только запретом, не принимая во внимание моральную подоплеку? На этот вопрос М.Исмайлова безнадежно пожимает плечами:
- Женщина сама должна осознавать бесценность зародившейся жизни.
К сожалению, эта простая истина недоступна пониманию законодателей. Жизнь не родившегося ребенка начинается с любви и осознания ее глубинной сущности.
Тамила ХАЛИЛОВА
banner

Советуем почитать