• вторник, 19 Марта, 09:15
  • Baku Баку 8°C

Цена предательства

13 октября 2017 | 12:34
Цена предательства

КОММЕНТАРИЙ
Главным результатом двухдневного официального визита премьер-министра Армении Карена Карапетяна в Иран, по признанию самого армянского премьера, стал «рестарт» двусторонних отношений.
Весьма парадоксально, что Армения, всегда с гордостью заявляющая о дружественных отношениях с Ираном, вдруг устами своего премьера заявляет о рестарте. Стало быть, дела в двусторонних отношениях Армения-Иран были не столь уж радужными, как это преподносила Армения?
Армянские эксперты говорят, что создается ощущение, будто на данный момент «армяно-иранские отношения ограничиваются получением газа из Ирана, который возвращается в виде электроэнергии, и бесконечно строящимися высоковольтными линиями».
Кстати, Армения насчет договоренностей особо не распространяется, а в официальной информации о визите армянского премьера превалируют общие слова и нет совершенно никакой конкретики.
Армянское экспертное сообщество задается вопросом: зачем вообще Карен Карапетян ездил к Роухани? А если действительно есть договоренности о закупках газа, то означает ли это, что изменилась энергетическая конъюнктура в регионе?
Туркменистан-Иран-Армения?
Карен Карапетян во время встречи с армянской диаспорой в Иране заявил, что обсуждал с иранскими властями вопросы сотрудничества в трехстороннем формате Армения-Иран-Туркменистан: «Уверен, что это трехстороннее сотрудничество будет способствовать увеличению объемов торговли. В целом мы договорились с нашими иранскими партнерами о «рестарте» двусторонних отношений, продолжении совместной работы для достижения хороших результатов».
Помнится, несколько ранее Карапетян заявлял, что страны ЕАЭС могут принять участие в организации свободной экономической зоны на границе Армении и Ирана. В таком случае возникает вопрос: относился ли «рестарт» к этому проекту? И какова причина «зависания» отношений?
В Армении бытует мнение, согласно которому, главной проблемой развития армяно-иранских отношений является Россия, интересам которой эти отношения противоречат. Это мнение основывается на том факте, что в документах
WikiLeaks со всей очевидностью обнажается, что транзитная способность армяно-иранского газопровода была снижена под давлением России. Кстати, этот факт признал и министр энергетики Армении.
Когда нет волшебной палочки
Есть и другое мнение, согласно которому, официальный Ереван не идет на суверенные шаги, так как пытается выяснить цену, которую Иран готов заплатить за то, чтобы Армения пошла против России. В этом контексте Еревану важно понять, чего хочет Тегеран. Поскольку в этом случае Иран также должен быть готов к конкуренции с Россией.
Причины «зависания» в армяно-иранских отношениях следует искать прежде всего в том, что стороны больше пытаются избегать нежелательных шагов, чем предпринимать совместные меры для развития отношений. Это объясняется тем фактором, что Иран проводит в регионе сбалансированную политику и хочет дружить со всеми. А Армения, имеющая неуемные аппетиты и конфликт с Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха, хочет заставить всех партнеров по «общему бизнесу» плясать под свою дудку, причем даже в вопросах политического толка, что никак не входит в планы Тегерана. Возможно, Карен Карапетян, пытаясь констатировать, что за прошедшие годы в армяно-иранских отношениях «сложилась печальная ситуация», тем самым указывает на ответственность Сержа Саргсяна за ухудшение ирано-армянского взаимодействия, а заодно страхует себя от возможной ответственности?
Так или иначе, как сообщил заместитель министра нефти Ирана Амирхосейн Заманиниайи, премьер-министр Армении Карен Карапетян в Тегеране обсудил вопросы покупки иранского газа и транспортировки туркменского газа по территории Ирана в Армению по схеме «своп». А Иран выразил готовность поддержать реализацию этой программы.
Армения ищет альтернативу России?
Если Ереван хочет купить газ у Туркменистана через Иран, это может означать, что поставки российского газа в Армению оказались под сомнением. Но ведь Армения получает достаточно российского газа, к тому же обозначенные в договоре 2,2 млрд кубометров в год практически не выполняются. Так почему Армения ищет альтернативу российскому газу? Тут просматриваются несколько причин. Во-первых, если Грузия откажется от транзита российского газа в Армению.
Дело в том, что в январе 2017 года Грузия подписала с «Газпромом» соглашение о транзите, согласно которому, оплату за транзит газа Тбилиси будет получать в деньгах, а не в газе, как раньше. Соглашение, правда, заключено всего на два года - до конца 2018-го, и в Тбилиси не исключают, что в 2018-м Грузия откажется от транзита российского газа в Армению. А для Армении, не имеющей собственных ресурсов, это может обернуться катастрофой. Возможно, именно с этим связаны попытки Армении получить газ из Туркменистана. Однако почему не прямиком из Ирана, имеющего колоссальные запасы газа и находящегося в непосредственной близости от Армении?!
На этот вопрос в Ереване так и не нашли ответа. Одни говорят, что в цене не могут договориться, другие полагают, что Иран не желает поставлять газ по российским или евразийским инфраструктурам, третьи утверждают, что Россия не может договориться с Ираном о свопе. Так или иначе, официальный Ереван в силу своей неплатежеспособности решил закупать газ в Туркменистане, а Ирану платить за транзит. Таким образом, в случае, если Грузия перестанет быть транзитной страной для Армении, ущемлены будут в первую очередь интересы самой России.
В чем причина антироссийских настроений в Армении?
Эксперт Французского центра стратегических исследований Кайц Минасян, выражая мнение армянского большинства, заявил на днях, что приоритетом Армении сейчас является не Карабах, а отношения с Ираном. Поскольку если удастся войти в процесс «открытия Ирана», найти в нем свое место, то на Армению «по-иному взглянут все - от Китая и до США, России и ЕС». Поэтому в Армении сейчас придается столь большое внимание налаживанию тесных отношений с Ираном.
Российское экспертное сообщество в лице Дениса Дворникова считает, что отношения с Ираном являются одной из причин нарастания антироссийских настроений в Армении. В частности, он отмечает, что армяне хотели бы получить от России «позволение» на закупки газа в Иране и транзит товаров из Ирана в Европу. Блокирование Москвой армяно-иранских отношений, по его мнению, может привести к «непоправимым последствиям» для России на Кавказе.
Вот почему не исключается, что бывшему топ-менеджеру «Газпрома» дали ограниченный карт-бланш для налаживания отношений с Ираном. Неслучайно первым поручением премьера стало распоряжение пересмотреть тарифы на нефть и газ. Как известно, основную часть газа Армения получает от России, но в последнее время наблюдается тенденция наращивания поставок из Ирана. Более того, был осуществлен первый транзит иранского газа в Грузию.
Возможно, с учетом всего этого со стороны России принято политическое решение о «позволении» более тесных отношений Ирана и Армении. В таком случае возникает вполне резонный вопрос: а что, собственно, получит от этого Россия?
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать