• пятница, 19 Апреля, 09:54
  • Baku Баку 13°C

Опасные защитники Ирака

02 февраля 2018 | 11:14
Опасные защитники Ирака

Шиитская Милиция сил народной мобилизации «Хашд аш-Шааби», поддерживаемая Ираном, отказалась покидать освобожденные от так называемого «Исламского государства» (ИГ) провинции Ирака.
Как сообщает популярная в Междуречье газета Al Jadeed, ее вооруженные силы удерживают под своим контролем 800 правительственных учреждений в различных провинциях страны, несмотря на то, что ранее федеральное правительство издало указ, требующий ополченцам покинуть эти территории и образования, передав управление городами центральным властям.
Я тебя породил…
Примечательно, что упомянутая полиция (на самом деле это вполне боевая армия) была создана иракскими властями для борьбы с ИГ путем формального объединения иррегулярных частей боевиков под эгидой Министерства внутренних дел в июне 2014 года. По некоторым данным, в «Хашд аш-Шааби» насчитывается около 300 тыс. милиционеров, половина из которых вооружена и обучена гораздо лучше регулярных войск. Являясь основной ударной силой армии Междуречья, они принимали участие в проведении военных операций не только в Ираке, но и частично в Сирии, то есть уже обрели серьезный боевой опыт. И тот факт, что эта группировка идет в политику, готовясь принять участие в майских выборах, свидетельствует о возникновении в стране новой ситуации. Незабвенный персонаж Николая Гоголя Тарас Бульба своему единокровному сыну Андрию заявил: «Я тебя породил, я тебя и убью», после чего привел в исполнение приговор.
Однако в данном случае ситуация иная – Багдад хоть и «породил» упомянутое формирование, на то, чтобы «убить» его, силы не те, да и прав нет, поскольку не единокровные они. В центре сидят в основном арабы, а здесь интернационал, объединенный преимущественно шиитским вероисповеданием, где арабы в абсолютном меньшинстве.
Кстати, сама организация имеет весьма пеструю структуру, состоящую из 40 группировок (в основном шиитских, но есть также суннитские, езидские и христианские отпочкования), и несмотря на то, что она формально финансируется из государственного бюджета, проиранским группам удалось проникнуть в самую ее сердцевину. Примером этого может служить тот факт, что лидер ее ударной бригады «Бадр» Хади аль-Амири и другие командиры, в том числе Мехди Мухандис (начальник штаба) имеют депутатские мандаты и даже представлены в центральном правительстве.
И примерно 80% формирований организации в той или иной степени поддерживается Корпусом стражей исламской революции (КСИР). То есть по сути Багдад и новоявленный военно-политический монстр перешагнули рамки субординации и стали попутчиками. В принципе, этого стоило ожидать после того, как американская оккупационная политика потерпела крах в Междуречье, а общественное сознание «переметнулось» в сторону соседнего режима муллократии, увидев в нем заступника. В результате шииты заняли пустующие ниши во власти, и с этим уже ничего не поделаешь.
Диспозиция и новый расклад
Основная сила «Хашд аш-Шааби» - упомянутая бригада «Бадр» одновременно является приоритетным игроком Тегерана на иракском поле. Она уже давно расставила своих людей практически на всех ключевых постах в национальной армии и даже в полиции страны. А премьер-министр Хайдер аль-Абади по сути дела добровольно отдал формальное руководство милицией в руки одного из самых влиятельных командиров шиитской милиции, лидера «Бадра» Хади аль-Амири.
Буквально в мае там состоятся парламентские выборы, потому муллократия всячески поощряет участие этой структуры в иракской политике, рассчитывая, что «милиционеры» получат достаточно мандатов, что позволит ей влиять и на общую политику Багдада. Примечательно, что руководство Междуречья не только не противится этому, но и само предпринимало неудачные попытки войти в альянс с последними.
Так, тремя неделями ранее премьер-министр Хейдар аль-Абади создал с аль-Амири и еще несколькими военно-политическими группировками входящими в «Хашд аш-Шааби», новую коалицию «аль-Фатх». Правда, впоследствии - после того, как к коалиции присоединился еще один влиятельный шиитский религиозный деятель - Оммар аль-Хаким, возглавляющий «Движение Хикма», Амири и его фракция расторгли «мезальянс», посчитав брак неравным, исходя из усиления собственных позиций. Как видим, «Хашд аш-Шааби», по сути дела являющаяся второй армией в Ираке, активно вторгается в политику, а это значит, что в скором времени на политической арене Междуречья может появиться крупная проиранская политическая «машина», которой вполне по силам победить на выборах.
Как сказал по этому поводу корреспонденту газеты «Каспiй» глава Центра исследований «Атлас» Эльхан Шахиноглу, в Вашингтоне не на шутку обеспокоены происходящим и всерьез задумываются над тем, как ограничить влияние «милиции», а следовательно, и влияние Ирана в Ираке:
- Еще в сентябре 2016 года конгрессмен Сет Мултон изложил свой план действий на этот счет, вкратце состоящий из необходимости ограничить религиозное влияние Тегерана и положить конец той маргинализации суннитов, которую он проводит. И он прав, так как если бы американцы думали в 2003 году головой, а не надутыми военными мышцами, с самого начала не допустили этого, не нужно было бы сегодня все это расхлебывать.
Судя по этому плану, освобождение Мосула нужно отложить и предоставить Багдаду финансовую поддержку при условии, что местные власти ослабят свою зависимость от «Хашд аш-Шааби» и привлекут в армию и сферу управления больше арабов-суннитов. По мнению конгрессмена, даже быстрая военная победа над остатками ИГ без подготовки политической почвы не позволит добиться прочного мира в регионе.
Однако в Белом доме и Пентагоне к его здравым увещеваниям не прислушались, Мосул был взят при активном участии именно шиитского ополчения, после чего его авторитет, вес и возможности еще более возросли. Двумя неделями ранее наиболее влиятельный лидер шиитов Ирака Муктада ас-Садр раскритиковал включение в выборы представителей ополченцев, назвав их «отвратительной сектантской дихотомией», направленной на воспроизведение «коррумпированного политического класса».
Авторитетный теолог и раньше скептически отзывался о политике действующего премьера, обвиняя его в неспособности провести реформы и искоренить коррупцию. Проповедник организовывал многотысячные антиправительственные демонстрации в центре Багдада, нередко перераставшие в беспорядки, за что его невзлюбили люди в штатском. Но он был прав, и только теперь правительство воочию увидело опасность ассоциации с «милиционерами», однако теперь поздно, тем более что американцы вряд ли сумеют сказать что-то веское после своего провала, а русских иракцы рассматривают в качестве покупателей нефти и поставщиков оружия.
Самый простой расклад показывает, что в самом худшем случае «Хашд аш-Шааби» станет участником коалиционного правительства. Это первый признак появления там новой военно-политической организации по образу и подобию «Хизбаллах» в Ливане, которая представлена и в парламенте, и в правительстве, при этом оказывая серьезное влияние на политику страны. Так что при сохранении нынешнего политического тренда в ближайшие годы «Хашд аш-Шааби» станет второй «Хизбаллах». И если до сих пор эта группировка усиливала безопасность и оборону Ирака, то теперь, политизировавшись, она будет претендовать на то, чтобы стать главной опорой государства.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать