• вторник, 19 Марта, 10:14
  • Baku Баку 8°C

Поговорили и разошлись

31 января 2018 | 11:27
Поговорили и разошлись

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
То, что президент России Владимир Путин и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху во время московской встречи сошлись во мнении, что на зло нужно отвечать силой, еще не значит, что они договорились по всем пунктам - слишком уж много противоречий в векторах геополитических предпочтений двух лидеров.
Жест главы Белого дома Дональда Трампа относительно признания Иерусалима «единой и неделимой столицей еврейского государства» и вовсе привязал эту страну обязательствами. Плюс весьма глубокий фронт экономических и прочих американских санкций в отношении наших северных соседей, включая высших чиновников и даже бизнесменов, - тут и вовсе надо бы поразмыслить, а с кем вы, собственно, господа хорошие…
Безопасность прежде всего
Понятное дело, основной блок переговоров был посвящен сирийскому конфликту и нарастающей роли Ирана на Ближнем Востоке, хотя официоз в повестку дня включил протокольные детали типа двустороннее сотрудничество в области торговли, культурной и гуманитарной сферах, «а также актуальные международные и региональные проблемы», включая процесс замирения между израильтянами и палестинцами.
Примечательно, что перед вылетом в Москву Нетаньяху заявлял, что планирует обсудить «усиление координации между израильскими и российскими вооруженными силами в Сирии в свете самого важного вопроса - безопасности Израиля». Правда, он не только не обозначил, но даже не упомянул о собственном видении подобной перспективы, тем более что русские и иранцы хотят видеть упомянутую ближневосточную страну неделимой и во главе с Башаром Асадом, а израильтяне с американцами, семь лет опосредованно, правда, «распиливают» ее почем зря. Потому весьма туманными видятся перспективы координации, особенно с учетом того, что на южной сирийской границе образован самый натуральный израильский эксклав - там не только готовят боевиков для борьбы с нелегитимным правительством, но с младых лет учат население еврейскому языку и культуре, на ночь читая соответственные наставления.
Нетаньяху, правда, утверждает, что не поддерживает ни одну из сторон конфликта, но факт - израильские самолеты регулярно проводят воздушные удары по территории, подконтрольной правительству, и ни разу не бомбили позиции того же «Исламского государства», не говоря об умеренной оппозиции. Однако его понять можно - после взятия, в том числе, Голанских высот в 1967 году, его предшественники, да и сам он стали заложниками ситуации, не умея как следует переварить созданную диспозицию и обретя дополнительное количество откровенных врагов.
Кроме того, израильские лидеры взяли на себя обязательство не допустить использования сирийской территории Ираном для создания баз или передачи высококачественного оружия группе «Хизбаллах», которая поддерживает Дамаск. Накануне переговоров «Гаарец» писала, что Нетаньяху и Путин обсудят противодействие Израиля любой договоренности, которая позволила бы иранским силам оставаться на территории Сирии после окончания войны, а также ядерное соглашение между Ираном и мировыми державами в 2015 году.
Почти ни с чем
Подписания каких-либо двусторонних соглашений не было, впрочем, обычно они не подписываются во время блиц-турне. Однако известно, что успешно доводятся до конца два соглашения: насчет усыновления детей и регламентации вопроса службы в вооруженных силах - то есть люди, имеющие двойное гражданство, могут служить один раз где захотят. Что касается обсуждения широко анонсированного «палестинского вопроса», то, как и следовало ожидать, Нетаньяху мягко ушел от этой темы.
Москва, будучи активным участником мирного процесса и членом «квартета» международных посредников (РФ, США, ЕС, ООН), при выработке своей позиции опирается на основополагающие резолюции Совбеза №№ 242, 338, 1397, 1515, Арабскую мирную инициативу от 2002 года и дорожную карту от 2003 года (предложена «квартетом»), предусматривающие создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем в границах до 1967 года, и вывод израильских вооруженных сил с оккупированных территорий. Не забывайте, что в результате Шестидневной войны Израиль оккупировал палестинские территории - Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим и сектор Газа плюс Голанские высоты Сирии, но это другой вопрос. Потому вполне понятно, почему гость уклонился от ответов.
Кроме того, есть еще одна причина - переговорный процесс между Израилем и Палестиной был приостановлен в апреле 2014 года по инициативе Израиля после того, как палестинские движения ФАТХ и ХАМАС объявили о формировании правительства национального единства. Тель-Авив заявил, что «не будет вести переговоры с палестинским правительством, которое поддерживает террористическая организация ХАМАС, призывающая к уничтожению Израиля». Так что вряд ли Путину удалось уговорить Нетаньяху сесть за стол переговоров с Махмудом Аббасом. Сомнительно также, что хитрому еврею удалось убедить еще более мнительного русского пересмотреть (по инициативе США) ядерную сделку с Ираном. Ранее израильский премьер заявил, что Израиль «не позволит получить Ирану ядерное оружие».
Что касается сирийской проблематики, то в этом деле есть один плюс. С целью избежать случайных столкновений при проведении операций на семь лет пылающей территории, осенью 2015 года Израиль и Россия наладили обмен информацией, для этого при Генштабе Израиля был создан специальный координационный центр.
Надо сказать, что Израиль обеспокоен активным взаимодействием России с Ираном в Сирии и, как следствие, усилением позиций Тегерана в регионе, а также поставками теократическому режиму российского зенитно-ракетного комплекса С-300 «Фаворит».
Кроме того, в августе прошлого года Тель-Авив официально выступил против нахождения в Сирии отрядов Корпуса стражей исламской революции (КСИР), «Хизбаллах» и проирански настроенных шиитских ополченцев, получив обратный эффект - муллократия «назло врагу» нарастила численность вооруженных соединений.
Как писала газета «Гаарец», Это требование было выдвинуто в ходе серии тайных переговоров России, США и Израиля в Аммане (Иордания) о зонах деэскалации в Сирии, состоявшихся за несколько дней до встречи Владимира Путина и Дональда Трампа 7 июля 2017 года на саммите G20 в Гамбурге. На этой встрече обсуждался вопрос о создании зон деэскалации на юго-западе Сирии (районы Дераа, Эль-Кунейтра и Сувейда).
Израиль не поддержал это соглашение, заявив, что оно создает условия для наращивания иранского присутствия в Сирии, но это риторика, и не более того. Так что пока Тель-Авив будет откровенно идти в фарватере международной политики Вашингтона, с Москвой дуэта у него не получится, а танго - тем более.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать