• вторник, 19 Марта, 12:06
  • Baku Баку 8°C

На украинском сайте опубликована статья профессора Арифа Гулиева о трагедии 20 января

17 января 2018 | 17:09
На украинском сайте опубликована статья профессора Арифа Гулиева о трагедии 20 января
На украинском сайте «Версии» опубликована статья нашего соотечественника, доктора юридических наук, профессора кафедры международного права Национального авиационного университета, заслуженного работника образования Украины Арифа Гулиева, посвященная январской трагедии 1990 года.
Как сообщает АЗЕРТАДЖ, эпиграфом к статье «Черный январь: мы должны знать всю правду» приведены слова выдающегося французского философа и просветителя Шарля де Монтескье «Самая жестокая тирания та, которая выступает под сенью законности и и под флагом справедливости». Эти слова очень четко определяют суть трагических событий 1990 года, когда в Баку были введены советские войска для удержания власти коммунистической партии в стране. Январские события – это не только одна из самых трагических страниц в истории Азербайджана, как «черный» или «кровавый» январь, но и одно из самых кровавых деяний репрессированного режима за все годы советской власти.
Автор отмечает, что карательная акция советских силовиков, осуществленная в Баку в январе 1990 года, своими масштабами, жестокостью, числом человеческих жертв превзошла аналогичные события в Тбилиси в апреле 1989 г., в Вильнюсе в январе 1991 г.
В общей сложности эта кровавая бойня забрала жизни 147 человек, ранены 744 человек, незаконно арестован 841 человек и 400 человек пропали без вести.
Судя по всему, намерение «утихомирить» республику вынашивалось еще задолго до январских событий. Вызывалось это все более нараставшим национальным движением в защиту территориальной целостности Азербайджана от притязаний соседней Армении, за возрождение государственной самостоятельности республики, растущей демонстрацией неповиновения Народного фронта Азербайджана республиканским властям и Кремлю.
Еще 20 февраля 1988 года на внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО, без учета мнения депутатов-азербайджанцев, было принято решение о выходе области из состава Азербайджана и вхождения ее в состав Армении. 15 июня того же года Верховный Совет Армянской ССР принимает постановление о согласии на вхождение НКАО в состав Армянской ССР. А 17 июня Верховный Совет Азербайджанской ССР отменяет это решение. Все эти действия армян чрезвычайно накалили политическую ситуацию и межнациональные отношения в Азербайджане.
Вводить чрезвычайное положение, осуществлять войсковую операцию с применением огнестрельного оружия в двухмиллионном городе, объяснив все это необходимостью подавить национальное движение, запретить призывы и требования о национальном суверенитете было нельзя – не вписывалось в провозглашенную демократизацию. Но проделать это же самое, мотивируя необходимостью наведения порядка, защиты граждан, их безопасности – вполне укладывалось в тактику Кремля.
В начале января 1990 года по городам и районам Азербайджана прокатилась волна митингов, собраний, на которых во весь голос звучал решительный протест народа действиям соседней республики. Все задавались вопросом: почему высшее руководство страны на словах провозглашают незыблемость границ республики, а на деле не обеспечивает нерушимость этих границ и суверенитет Азербайджана? Почему действия армянских сепаратистов и экстремистов не пресекаются самым решительным образом силой закона?
Народ не получал ответы на эти вопросы. Территориальные притязания, провокационные акции, предпринятые Арменией с одной стороны, политика центра, направленная на разжигание межнациональных отношений с другой, а также преступная бездеятельность руководства Азербайджана с третьей стороны, привели к тому, что народ полностью потерял доверие и к центральной, и к республиканской власти.
С вводом войск в Баку началось страшное, невиданное преступление против мирного населения города и всего Азербайджана. Попирались все гражданские и человеческие права миллионов людей. Захват Баку осуществлялся под командованием министра обороны Язова, силами войск МВД и КГБ СССР Бакатина и Крючкова, а также регулярных частей Советской Армии и Военно-Морского Флота, с применением тяжелой военной техники, вертолетов и военных кораблей. Войска, обстреливая без предупреждения мирное население, вошли на улицы города, как из окраин, так и из военных частей, дислоцированных в черте города. Особые бесчинства военных имели место в пригородах, где население состоит исключительно из лиц азербайджанской национальности и где погромы, якобы явившиеся одной из причин ввода войск, были в принципе невозможны. В ходе широкомасштабной военной операции женщины, дети и старики разных национальностей сотнями гибли под гусеницами военной техники и обстрелами из современного стрелкового оружия с применением пуль со смещенным центром тяжести, запрещенных международными соглашениями. В эту трагическую ночь военнослужащие, забыв о милосердии в отношении к раненым, отключали электроэнергию в ряде больниц; шквалами выстрелов не допускали к больницам добровольцев для сдачи крови. Были обстреляны даже машины и медперсонал «Скорой помощи». Многие тяжелораненые были зверски добиты. В ряде места тяжелой военной техникой были раздавлены легковые автомобили вместе с людьми. Отмечены случаи грабежей, мародерства, акты вандализма среди военнослужащих. Желая скрыть следы своих бесчинств, военные власти прятали и сжигали трупы погибших. Свидетельством этого являются сотни людей, пропавших без вести.
История помнит аналогичные события, произошедшие ранее в Алма-Ате (1986), в Тбилиси (1989), позже в Душанбе (1990), Вильнюсе и Риге (1991), где жертвами военной агрессии коммунистического режима тоже стало мирное население. Однако, преступление, совершенное по отношению к азербайджанскому народу по своей жестокости превосходило все предыдущие преступления коммунистической диктатуры. Впоследствии главный палач кровавых боен в Грузии и Литве М.Горбачев извинился перед народами этих стран, однако, у азербайджанского народа, ставшего жертвой наиболее кровопролитного преступления, он прощения не стал просить.
Преступление коммунистического режима против азербайджанского народа квалифицируется юридическим правом как геноцид и государственный терроризм. Руководством Советского Союза были нарушены основные положения Пакта о правах человека 1966 года, Хельсинкского заключительного акта 1975 года, Гаагских конференций 1899 и 1907 годов, Женевской конвенции 1949 года и, наконец, Конвенции 1948 года о запрещении геноцида и наказании за него, которые предусматривают запреты на использование вооруженных сил против мирных жителей с применением карательных мер.
Однако ведущие западные государства тогда никак не отреагировали на произошедшие трагические события в Баку, заняв позицию «двойных стандартов» полного невмешательства, тем самым поддерживая разрушительную политику М.Горбачева. Отдельно взятый Азербайджан в тот период не представлял для них геополитического интереса. Основной стратегической целью противников СССР в холодной войне был полный развал Советского Союза, и разразившийся нагорно-карабахский конфликт, и кровавая расправа с азербайджанским народом были им только на руку.
Отстраненный Кремлем от государственного управления Гейдар Алиев не остался в стороне от трагедии своего народа. Его выступление в представительстве Азербайджана в Москве по тем временам было невиданным вызовом власти и могло обернуться большими неприятностями лично для него и членов его семьи.
«Как ни странно, но до сих пор не дана полная, объективная политическая и юридическая оценка событиям 20 января. До сих пор не дают покоя вопросы: Кто и с какой целью столкнул два соседних народа – армян и азербайджанцев? Как на глазах у мировой общественности могли осуществить этническую чистку азербайджанцев в Армении? Почему не устроили международный суд над организаторами кровавой бойни в Баку, и почему никто не понес наказание за совершенное преступление? Почему до сих пор скрывают правду о бакинской трагедии? Почему 69 из 108 томов материалов следствия были вывезены сотрудниками бывшей Прокуратуры СССР в Москву и почему они до сих пор не возвращены Азербайджану?»,- отмечает автор публикации, профессор Ариф Гулиев.
banner

Советуем почитать