• пятница, 29 Марта, 11:08
  • Baku Баку 5°C

Моральное право

20 декабря 2017 | 14:04
Моральное право

По завершении большой войны можно и о мире потолковать, посчитали в Кремле, направив в Дамаск правительственную делегацию во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным.
Сейчас не те времена для диктатора Башара Асада, и его формальный суверенитет благодаря Москве и Тегерану распространяется разве что на половину страны, так что он обязан обсудить максимальное число перспектив двустороннего сотрудничества и дать максимум обещаний.
Выжали максимум
Вот и получается, что стороны обсудили отношения и перспективы укрепления экономического сотрудничества в ряде сфер, включая оборонку, энергетику, нефтегазовую сферу, фосфатную промышленность, нефтехимическую отрасль, а также транспорт и торговлю.
По итогам визита российский вице-премьер так и заявил, что Москва может рассчитывать на отдачу от победы над террористами в Сирии: «Российские компании имеют моральное право (!), тем более в присутствии наших военных, которые сохраняются в той или иной степени для удержания мира и стабильности, развить здесь крупные экономические проекты». Более того, по словам Рогозина, переговоры с политическим руководством страны-партнера завершились важными итоговыми договоренностями, которые «безусловно позволят нам выиграть эту войну за умы, за стабильность» - то есть в долгосрочной перспективе Сирия должна быть (!) ориентирована на российский рынок.
Впрочем, так оно и должно быть - еще в сентябре Башар Асад поручил своему правительству всячески поддерживать российских бизнесменов. Да и его посол в Москве Рияд Хаддад отмечал, что Россия и другие страны, помогавшие президенту удержаться у власти, имеют право быть первыми в восстановлении экономики страны.
Так ли красиво на деле
Однако не все так просто - победные реляции и заявления об освобождении 98% территории Сирии вовсе не соответствуют действительности, поскольку весь восточный берег Евфрата и территория за рекой находятся под контролем коалиционных сил во главе с США, а это примерно 35% государства, не говоря уже о том, что есть территория под контролем Турции на севере плюс населенные пункты, сотрудничающие с Израилем на юге. На юге под Дамаском имеются территории, контролируемые повстанцами, поддерживаемыми саудитами и Иорданией, а провинция Идлиб и вовсе находится под контролем джихадистов из так называемого «Исламского государства».
Получается, что фактически Асад, российские подразделения и проправительственные местные ополченцы из «Национальных сил обороны», иракская шиитская милиция «Аль-Хашд аш-Шаби» и «Хизболла» контролируют менее половины всех земель. То есть страна фактически расчленена, и можно констатировать, что в прежнем виде ее больше нет.
Надежда на Сочи
Нынче дамасский режим возлагает надежды на Конгресс национального диалога Сирии, который пройдет в Сочи. Башар Асад рассчитывает, что этот формат будет существенно отличаться от женевских переговоров со знаком плюс в его пользу: «Сейчас перед нами три конференции: Женева, Астана и Сочи. Конгресс в Сочи, над которым мы работаем с нашими российскими друзьям, колоссально отличается от конференции в Женеве качеством людей и сторон, которые будут участвовать в нем. И с другой стороны, люди, с которыми мы ведем переговоры в Женеве, как известно, не выражают мнение сирийского народа. Можно даже сказать, что в некоторых ситуациях они не выражают даже своего мнения. Я не обобщаю полностью, но это одна из существующих проблем», - заявил он журналистам. По словам Асада, отличительным примером переговоров в Сочи является то, что там «явно определены темы для обсуждения» - Конституция и выборы.
«Есть разговор о роли ООН. Так что много тем будет обсуждено на этой конференции. Ее тематика безгранична. На конгрессе в Сочи можно будет все обсудить. Но для начала мы выделили несколько пунктов для этого конгресса. Но все равно, мы сейчас можем только предварительно говорить об этих вещах. Поэтому в полной мере об отличии конференции в Сочи и Женеве можно будет сказать только после завершения ее организации. И мы думаем, что все, что угодно, будет лучше конференции в Женеве, потому что на протяжении трех лет ее проведения от нее нет никаких результатов», - добавил сирийский диктатор. Очевидно, что он крайне недоволен ходом переговоров в Женеве из-за требования эр-риядской группы оппозиции его отставки.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать