• пятница, 26 Апреля, 19:42
  • Baku Баку 22°C

Только совместное проживание

16 декабря 2017 | 15:48
Только совместное проживание

Испанская полиция продолжает отзывать ордера на арест, выписанные каталонским зачинщикам референдума о независимости – ранее этой чести удостоен Карлес Пучдемон и некоторые его соратники, находящиеся в Европе и дожидающиеся результатов предстоящих выборов, где вопрос о независимости прямо стоять не будет. Неужели тяжелый развод Испании с мятежной провинцией откладывается, а может, и вовсе отменяется?
Упал – отжался
Не стоит обольщаться раньше времени. Результат выборов может ведь оказаться еще более оглушительным для Мадрида, чем референдум.
Когда-то Испания прошла через страшную кровь ради единства - Кастилия и все примкнувшие к ней, в том числе и Каталония, сумели договориться об условиях совместного существования со Страной Басков. В Барселоне это приняли к сведению, но вместо затяжного торга, чего и ждали от практичных каталонцев, пошел небезызвестный процесс размежевания. Страсть, горячую, наверное, можно было бы еще погасить, но между испанцами и каталонцами, даже между болельщиками «Реала» и «Барселоны» на долгие годы в моду вошла месть – холодная, как лед. Они мстили друг другу сначала за прошлое и за каждое лишнее песо, потом – за евроцент. Они мстили другу друг даже на футбольном поле, когда славное классико помогало лишь немного спустить пар. А главное, мстили за психологическую, в большей мере, чем политическую невозможность работать вместе в Кабинете министров или же конструктивно спорить в кортесах. Истоки противоречий Мадрида и Барселоны глубоки настолько, что так и хочется зацепиться за что-то более близкое по времени. Приведенные ниже «несвоевременные мысли» великого испанца, обнародованные почти сто лет назад, сегодня актуальны как никогда.
В защиту единства
Почти 100 лет назад, в 1921 году, задолго до мятежа генерала Франко и гражданской войны философ Ортега-и-Гассет выступил с мощным манифестом в защиту единства страны, которому дал говорящее название «Бесхребетная Испания», где он пишет: «Ошибочно думать, что после того как Кастилия объединила под своей эгидой Арагон, Каталонию и Басконию, все три нации утратили самобытные черты, которые отличали их не только друг от друга, но и от единого целого. Наоборот: включение в состав одного государства не ставит предела существованию отдельных групп как таковых. Последние так или иначе продолжают изъявлять волю к независимому существованию, хотя она теперь сдерживается центростремительными тенденциями, препятствующими существованию порознь. Стоит ослабеть центральной власти, как сепаратистские настроения разнородных этнических групп проявляются со всей силой». Нельзя согласиться, что национальные движения в Каталонии и Басконии - результат искусно подогреваемой политики каких-то безответственных элементов, ничего подобного, это обыкновенные симптомы того же распада, который вот уже много веков переживает вся страна, состоящая из нескольких самодостаточных наций.
Несомненно одно: когда общество страдает от стремления составляющих его групп обособиться, источник этих тенденций - центральная власть…
Утратив интерес к развитию других областей и боясь, она их бросает на произвол судьбы. Если бы Каталония и Баскония на деле были бы столь могущественны, как они ныне о себе думают, они бы попытались отделиться уже тогда, когда Кастилия перестала с ними считаться. В конечном счете нация это колоссальное сообщество индивидов, которые друг с другом считаются...
Функция «считаться с другими» создает органы, обеспечивающие ее выполнение, то есть социальные институты, которые посредничают между людьми и группами, служа амортизатором, смягчающим общественные отношения, способствуя национальной сплоченности. Но часть нации, охваченная страстью отмежеваться, чувствует себя оскорбленной при одной мысли, что для достижения цели нужно прибегнуть к данным институтам и органам. Разве другие существуют? В конечном счете они - никто и ничто…
История не знает иного средства улучшить существование этноса, кроме твердой и последовательно осуществляемой воли к отбору лучших людей. Только действуя такой волей словно резцом, нация сумеет наконец изваять четкий облик подлинного испанца. Но одних политических реформ, безусловно, мало. Нужно приступить к трудной работе и, приложив все усилия, направить нацию на путь к совершенству. И тогда отпадет необходимость выдавать ордера на аресты неугодных политиков…
Улви ЯГУБОГЛУ
banner

Советуем почитать