• пятница, 19 Апреля, 23:15
  • Baku Баку 24°C

Неультимативный «ультиматум»,

15 декабря 2017 | 12:45
Неультимативный «ультиматум»,

ПОЛИТИКА
Министр иностранных дел Эдвард Налбандян в Греции повторил заявление Сержа Саргсяна, которое прозвучало с трибуны ООН в сентябре по армяно-турецким протоколам.
Следует отметить, что визит главы внешнеполитического ведомства в Афины последовал сразу же за вояжем президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в эту страну, который сделал ряд громких заявлений, неприятных для Армении, вплоть до пересмотра Лозаннского договора, которым регулируются греко-турецкие отношения и границы. В этом ключе следует отметить, что официальный Ереван весьма ревниво следит за передвижениями турецкого президента, особенно по части, как считают в Армении, их естественных союзников.
Безуспешная попытка
В этом контексте представляется, что все же существует непосредственная связь между визитами Налбандяна и Эрдогана. Во всяком случае, первый сделал попытку как-то нивелировать заявления лидера братской страны, подтвердив всед за своим шефом, что Армения вступит в 2018 год без армяно-турецких протоколов.
Причем, если официальный Ереван придает этому заявлению статус ультиматума, то Анкара и бровью не повела, поскольку давно приняла решение по этому вопросу, тем более что официальный Ереван аннулирование этих протоколов не обусловливает какими-либо событиями или шагами. Интересно, почему он не провозглашает свои шаги прямо сейчас, а ждет, когда позеленеет трава? Неужели он в ожидании чего-то свежего и сочного – ну, питается он по остаточному принципу из рук Кремля, пусть и дальше продолжает заниматься этим. Диапазон ожиданий Еревана зависит от карабахского процесса или более широких внешнеполитических событий, которые по крупному счету могут включать в себя и сам вялотекущий процесс, ну и развитие ситуации в России, где сразу же после несомненной победы на выборах будет определено, какой выбор сделает Путин? Или ожидания, скорее всего, будут связаны с внутренними событиями, учитывая нынешний этап внутривластного перераспределения, который будет урегулирован примерно в те же календарные сроки.
Причем интересен тот факт, что у Сержа Саргсяна, как он это не раз уже заявлял, нет понимания по части его политических перспектив, но решение по армяно-турецким протоколам точно и ясно, и об этом объявлено уже во второй раз. Это наводит на мысль, что свои последующие политические планы и статус Серж Саргсян связывает с этим решением.
О Цюрихских протоколах и отношениях с ЕС
В своем выступлении в греческом внешнеполитическом ведомстве Эдвард Налбандян представил позицию официального Еревана касательно армяно-турецких отношений.
«Как знаете, по инициативе президента Армении стартовал процесс нормализации отношений с Турцией, который привел к подписанию в октябре 2009 года Цюрихских протоколов. Тем не менее до сих пор данные документы не были ратифицированы, поскольку Турция выдвинула необоснованные предусловия, которые противоречат духу и букве протоколов», - сказал Налбандян, не раскрыв сути турецких предусловий, которые касались прекращения со стороны Армении оккупационной политики в отношении Азербайджана. Не мог же, в самом деле, армянский министр прилюдно сказать о том, что его страна оккупировала соседний Азербайджан и не хочет выводить свои войска с захваченных территорий, считая их «освобожденными» армянскими землями?! У них ведь на все есть свои объяснения и оправдания.
Отметив, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта в числе важнейших приоритетов внешней политики Армении, армянский министр также не признался в том, что именно армянская сторона торпедирует эти переговоры на протяжении стольких лет.
И все же основным трендом визита Налбандяна в Грецию стало ожидание дальнейшего содействия греческой стороны сотрудничеству Армении с ЕС. Об этом недвусмысленно заявил глава внешнеполитического ведомства Армении, подчеркнув «крепкие межгосударственные отношения и стабильную двустороннюю повестку, охватывающую активный политический диалог и сотрудничество во всех представляющих обоюдный интерес сферах». И обозначил Грецию одним из ключевых партнеров в отношениях Армения-ЕС… в ожидании либерализации виз.
Детонатор конфликтных ситуаций
Армянское экспертное сообщество всерьез обеспокоено не столько желанием Турции активно включиться в переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, сколько поступательным сближением с Россией. Об этом же в беседе с Первым информационным сказал ответственный офиса Ай Дата и политических вопросов АРФД Киро Маноян, заявивший, что сближение между Турцией и Россией должно быть сигналом о бдительности.
«Сейчас у нас нет причин беспокоиться об этом, но если отношения будут развиваться так и, в конечном итоге станут военно-политическими, союзническими, это станет поводом для нашего беспокойства», - сказал Маноян. Он допустил пересмотр армяно-российских отношений в случае, если позиция России претерпит существенные изменения в этом вопросе.
«Я часто говорю, что история повторяется. Я не склонен думать, что все повторяется в точности, но, по крайней мере, исторический опыт показывает, что когда Россия и Турция имеют тесные отношения, расплачиваемся мы, поэтому нам нужно быть бдительными», - сказал он. А под бдительностью Маноян подразумевает, что Армения не должна цепляться за подол России, а решить собственные проблемы, твердо стоя на собственных ногах.
Вообще-то армяне, едва заключив соглашение с ЕС, тотчас возомнили себя в Европе, и при каждом удобном случае пытаются, мягко говоря, упрекнуть Россию в сближении с Турцией, исходящем из государственных интересов двух стран. А ведь дело вовсе не в том, что Россия и Турция находят точки соприкосновения. Дело в том, что Армения всех рассматривает через призму обслуживания собственных интересов, и любое сближение, например, Турции с Грецией, воспринимает как угрозу собственной безопасности.
В этом смысле Армения является детонатором всех конфликтных ситуаций не только в регионе, но и на мировой площадке, формируя антитурецкие, антиазербайджанские, да и чего греха таить, антирусские настроения всюду, где они появляются. Пытаясь затем сыграть на ими же созданных настроениях, истерично продвигая свои идеи о безопасности армянского государства, которому никто не угрожает. Как свидетельствует закон бумеранга, все это в совокупности постепенно возвращается самой Армении, нанося непоправимый удар не только по имиджу этого варварского по сути государства, но и по «ископаемым» их устоям, которыми они так гордятся, а также по дружественным отношениям, которые они сами и разрушают.
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать