• вторник, 19 Марта, 06:47
  • Baku Баку 8°C

Новое «покорение» Египта

14 декабря 2017 | 11:48
Новое «покорение» Египта

ПОЗИЦИЯ
Накануне в рамках блиц-визита на традиционный Восток президент России Владимир Путин посетил Каир, чтобы укрепить стратегический союз с Египтом.
Следует признать, что там его приняли необычайно тепло – местный коллега Абдель Фаттах ас-Сиси лично встретил московского гостя в аэропорту и повез в президентский дворец на своем автомобиле. На пути кортежа стояли жители столицы с плакатами: «Мы рады приветствовать президента Российской Федерации и истинного друга Египта» - Хрущев мог бы позавидовать столь идиллической картинке. Но по-настоящему повестку дня определили маншеты египетских СМИ, пестревшие заголовками типа «Ваше превосходительство, когда наконец российские туристы вернутся в Египет?»
Этот вопрос стал одним из самых трудных в повестке переговоров, однако, как и следовало ожидать, положительного ответа на этот вопрос у российского президента не было, правда, было расплывчатое заявление о том, что власти Египта добились успеха в повышении в аэропортах уровня безопасности.
Более конкретен был приехавший в составе российской делегации министр транспорта РФ Максим Соколов, который сказал, что с февраля 2018 года, лишь после того как будут улажены некие формальности, Каир может ждать первой очереди гостей с севера. Что касается главного для всего арабского, да и исламского мира в целом «иерусалимского вопроса», то египтяне ничего особенного от визита не ожидали, так как хорошо осведомлены о связях Москвы с израильским истеблишментом. К тому же еще в апреле Россия официально признала западную часть Иерусалима израильской столицей. Поэтому египтяне не стали слишком «заморачиваться» этой темой, ограничившись тем, что поставили Кремль в известность о своей озабоченности. А после прояснения вопроса о туризме у египетской стороны и вовсе иссяк интерес к дальнейшим беседам.
Довольно откровенно по этому поводу высказался председатель парламентского комитета по информации Усама Хейкал, заявив, пока нет подвижек в вопросе туризма, говорить о сотрудничестве в других сферах не приходится. «Пока нет четкого решения и заметных шагов о возврате российского туризма, нет смысла говорить о перспективах сотрудничества в других сферах», - сказал он, озвучив, по сути, то, что не может официально заявить президент страны. Словом, Путину дали понять, что разговора о расширении российского участия на оружейном рынке Египта и предоставление египетской авиабазы для воздушного сопровождения планируемой Москвой «миротворческой» операции в Ливии - не может быть.
Не говоря уже о создании в Египте российской военной базы, которая укрепила бы позиции России на Средиземноморье.
Единственным реальным итогом визита российского президента в Каир стало подписание контракта о строительстве Росатомом АЭС Дабаа с четырьмя ядерными реакторами, сдача которой в эксплуатацию запланирована на 2028–2029 годы. Однако и здесь много тумана. Как сообщают российские источники, общая стоимость работ должна составить 21 млрд долларов. Причем 85% этой суммы будет покрыто российским кредитом Каиру, а остальные 15% предоставит Египет, однако руководство этой страны настаивает на выделении 25 млрд, причем сроком на 15 лет под 3% годовых.
В результате, несмотря на подписанное двумя днями ранее соглашение, решение о начале строительства остается под вопросом. При этом Каир уже начал оказывать давление на Россию, недвусмысленно дав понять, что может и отказаться от этой сделки, благо южнокорейские фирмы предлагают более выгодные условия. Предложение Москвы в обмен на уступки относительно АЭС инвестировать 7 млрд в создание индустриальной зоны на Суэцком канале также были отклонены. Впрочем, Кремль рассчитывает, что руководство официального Каира поможет его команде установить каналы связи в Ливии и Йемене.
Уже есть подтвержденная информация о том, что Египет согласился подписать двустороннее соглашение с Россией, которое допускает взаимное использование воздушного пространства и военных аэродромов обеих стран, только при определенных условиях. Визит нацелен на результат. Нет сомнений в том, что он направлен на то, чтобы расставить все точки над i по множеству вопросов.
В первую очередь это касается сотрудничества и координации между двумя странами, обсуждения совместных усилий по борьбе с терроризмом, сроков подписания меморандумов о взаимопонимании и протоколов, а также политических вопросов, связанных с ситуацией в Сирии, Ливии и Йемене, в которых Египет играет важную роль. И все же констатируем, что несмотря на все старания в последние несколько лет, Москва так и не сумела стать ключевым партнером Каира ни в политических, ни в финансово-экономических вопросах. Впрочем, это не удивительно, в условиях когда кредиты выделяют саудиты, оружие поставляют американцы, а особой выгоды от сотрудничества с Россией нет, как нет.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать