• пятница, 29 Марта, 11:45
  • Baku Баку 5°C

Магия авторской куклы

03 декабря 2017 | 13:59
Магия авторской куклы

ЭКСКЛЮЗИВ
Не скрою, к этой встрече я готовилась намного дольше, да и усерднее, чем ко многим другим, с тех пор как, побывав в 2016 году на церемонии открытия выставки «Кукла в искусстве» в Центре Гейдара Алиева, загорелась желанием написать о творчестве самой титулованной в Азербайджане художницы Эльмиры Аббаслы.
Мастера, более 30 лет с большим успехом участвующего в самых престижных международных выставках, чьи талантливые произведения поражают академичностью, исторической значимостью, изысканным вкусом и другими достоинствами. Конечно, к тому времени о творческих победах Эльмиры ханым уже было много написано, а я успела прочесть десятки опубликованных о ней в роскошных, богато иллюстрированных глянцевых журналах и других изданиях интересные интервью, репортажи и заметки. И тем более - рецензию нашего талантливого многоуважаемого искусствоведа, профессора философии Диляры Вагабовой на работы этого мастера, которую теперь намерена процитировать здесь в качестве аналитического исследования творчества Эльмиры Аббаслы профессиональным исследователем, в данном случае как бы дополняемого набросками из моих впечатлений об этом художнике. Впечатлений журналиста, до личного знакомства с Э.Аббаслы за внешними проявлениями, будничностью и мирской суетой разгадавшего и по достоинству оценившего неординарную суть героини, что рядом и в то же время - сродни небожителю. Что по-хорошему провоцирует неодолимое желание написать очерк о ней, даже не предполагая, насколько это серьезное, хоть и сладким мукам равное испытание. И сколько будет передумано, осмыслено и прочувствовано, прежде чем удастся все написанное вместить в стандартный объем журналистской публикации. Не случайно в те дни и недели, что час за часом, словно настоящее дежавю, ощущала влияние некоей магии, которое справедливо было бы назвать словами поэта
Что-то с памятью моей стало,
Все, что было не со мной, - помню….

раз уж неизведанными путями как бы «про запас» попавшие в подсознание мысли стали обнаруживать себя, чтобы по первому зову, вальяжно укладываясь в компьютерные строки, обернуться некоей базовой основой будущего контекста. Того, что пытается приравниваться теоретической подкладке из традиционного набора известных и небесполезных знаний. В данном случае - и о шлейфе мистики, обволакивающем древние мифы и сказки о приключениях кукол, которые и в самом деле сосредоточенно повели меня к праву рассуждать от своего имени об уважаемом мэтре и ее профессии, предполагающей народную мудрость, философскую наполненность волнующих и увлекающих знаний. Тех, что учат постоянно развиваться и одаривать. Любого, кто, почувствовав вкус к умению, не останавливается на достигнутом. Тем более, ознакомившись с рецензией профессионала, «спровоцировавшей» на такой неординарный и доверительный эксклюзив, как
Отзыв Диляры Вагабовой
«В последние годы, - пишет искусствовед, - авторская кукла все больше утверждается в современном азербайджанском искусстве как самостоятельный и достаточно развитый вид творчества. Начав свои первые опыты около 30 лет назад, Эльмира Аббаслы фактически стояла у истоков этого жанра в Азербайджане. И это - неоспоримо. Как неоспоримо и то, что уже первые работы этой художницы имели большой успех не только у зрителей, среди всех, кто, так или иначе пересекался с ее колоритными, полными жизни и особой изюминки национальными типажами, но и на крупных международных показах, где автор нередко получала награды.
На уровне мировой практики различают несколько направлений в искусстве авторской куклы. Свой творческий путь Эльмира Аббаслы начинала как автор этнографических типажей. В своих постановках (как правило - женских образах) она стремилась воссоздать национальные костюмы во всей их идентичности. Однако за этим стояло решение не только художественных и технических задач. Воссоздание исторических национальных костюмов разных регионов Азербайджана представляло прежде всего серьезную академическую, исследовательскую задачу. Показывая своих кукол из этнографического цикла в различных странах мира, чаще всего - на высоком представительском уровне, художница брала на себя колоссальную ответственность, ибо своими работами она участвовала в формировании определенного имиджа, стереотипа восприятия Азербайджана и его культуры за рубежом.
Глубоко национальный, культурологический контекст сохраняется в творчестве Э.Аббаслы на протяжении всех этих лет. Все ее композиции - персонажи, создающие вокруг себя атмосферу, полную аромата восточных пряностей, сладостной неги, бесконечного разнообразия будто меняющихся на наших глазах форм и узоров.
Художница работает на уровне предельного соответствия первоисточникам. Здесь искусство текстиля и вышивки, художественного металла, мастерство керамистов и ювелиров... Кажется, все виды творчества, существующие в традиционной народной культуре Азербайджана, освоены этим мастером, который, подобно Сим-Симу, легко и гостеприимно открывает перед нами затворы к своим сокровищницам.
В своих «объектах» Эльмира часто использует подлинные образцы старинных материалов, не говоря уже о точном воссоздании старинных, несущих в себе определенную символику и смысл элементов. Все это, безусловно, работает на образ, но далеко не это в конечном счете делает произведения Эльмиры Аббаслы действительно уникальными.
Она, чье детство прошло в Ичери шехер, среди старинных мечетей, бань, Дворца Ширваншахов, в крепости, где каждый дом полон семейных легенд и секретов, живо и разнообразно воссоздает в своих работах ауру тех лет. Ее персонажи до боли узнаваемы - их и по сей день можно встретить на улицах старого Баку. Это аура комедий Узеира Гаджибейли, это аура народных песен, в которых незатейливые мотивы необъяснимым образом способны погрузить нас в какое-то гипнотическое состояние…».

Как и образы Эльмиры Аббаслы. Все эти добрые бабушки - любопытные сплетницы и мудрые советчицы, торговый и ремесленный люд - «бесхитростные» хитрецы, достойные «беки» и их «тепличные» дочки-красавицы - все по-прежнему существует в повседневной жизни современного Баку, составляя соль, необъяснимое обаяние восточного города.
Традиционные черты национального характера, как и вековечная мудрость Востока, получают в работах Эльмиры Аббаслы материальное воплощение. Не устаешь поражаться всему разнообразию тонких психологических нюансов, эмоциональных движений, какими наполнены персонажи ее композиций. Но главное - чувство, перекрывающее собой все остальное во всех этих композициях, - чувство душевного тепла и бесконечной любви, того, чего так всегда не хватает нам всем - живущим в ритмах современности, потребителям новейших технологий. Нам, все более насыщающим нашу жизнь нужными и ненужными продуктами развития цивилизации. Возможно, поэтому так притягателен мир, создаваемый Эльмирой Аббаслы, - оазис Покоя, Красоты и Духовности».
Журналисты - народ коммуникабельный и, в принципе, любознательный. Не удивительно, что Эльмира ханым, с готовностью откликнувшаяся на просьбу журналиста о встрече, чтобы ответить на самые неожиданные вопросы и быть услышанной, понятой, лояльно отнеслась к тому, что я, едва оказавшись в щедро декорированной зеркалами, оптически увеличивающими объем, в общем-то, небольшого интерьера ее гостиной, буквально с порога выпалила: «Поскорее покажите мне вашу легендарную мастерскую», - не скрывая, что спешила именно туда, где, по определению, и должно случаться волшебство, коль скоро в руках Эльмиры Аббаслы обыкновенные материалы превращаются в такие замечательные произведения, как авторские куклы. В существа, которые кто-то недавно назвал «почти люди» - со своими характерами, биографиями, своим отношением к мастеру, их сотворившему.
- Хотите побывать в мастерской? Извольте! - сказала Эльмира ханым, учтиво протянув мне руку, давая понять, что без ее помощи мне не взобраться куда следует по замысловатой крутизне полукруглой лестницы, ведущей то ли в мансарду, то ли на антресоль, где в отсеке под раскаляющейся летом крышей она, оказывается, обустроила «спальню» в лице скромной тахтушки и, с позволения сказать, «мастерскую» размером в малогабаритный столик… сегодня гостеприимно освобожденный от обычного художественного беспорядка из инструментов и подручных материалов… по случаю моего визита на предмет интервью. Которое почему-то получилось мало похожим на те, что часто случаются в моей практике. Впрочем, как понимать «почему-то», если не прошло и получаса, а мы с Эльмирой ханым, наслаждаясь отлично заваренным чаем и аппетитными сырниками, так увлеченно беседуем, как принято у людей, выросших в одном городе, читавших одни и те же книжки, не пропускавших ни одной выставки в музеях, премьеры в прекрасных, отнюдь не провинциальных бакинских театрах, воспитывавших самые высокие чувства, учивших любви к прекрасному. Испытывая особую благодарность к старшим наставникам из числа интеллигентных, гордых, трудолюбивых, ответственных людей с нравственной закалкой. Одаривших не одно поколение наших соотечественников чувством собственного достоинства и счастьем высокой духовности. Всем, что делало и наших талантливых современников личностями, успевавшими становиться лидерами, всесторонними эрудитами не только в той сфере, которой посвятили и посвящают себя. Таким, как и Эльмира ханым, привнесшая в искусство изысканное творческое начало и присущее элите нации безграничное человеческое обаяние в общении, умея «не драматизировать проблемы» и находить выход из сложных обстоятельств, не переставая надеяться на себя и еще на что-то. Вот как и мы, спустя полчаса после личного знакомства за изящно сервированным хозяйкой столом уже готовые делиться сокровенным, не в пример обывателям и несмотря на большую разницу в возрасте, все чаще делиться «проблемами» творчества как профессионалы, работающие наедине с собой, со своими мыслями и воспоминаниями.
- Что вы можете рассказать о том, как связаны в вашем творчестве ремесло скульптора и живописца, этнографа и модельера? - спросила я Эльмиру ханым, скорее всего, чтобы скрыть неловкость, достаточно горькое послевкусие после того как узнала, что никакой мастерской у нее нет, что, работая за столиком, ютится под крышей и старается «навести порядок», убирая от постороннего глаза то, чему положено с гордостью всегда быть готовым к творческой вспышке мастера. О том, конечно, и был ее тяжкий вздох, вместивший так многое, прежде чем Эльмира ханым откликнулась на мой вопрос, именно под настроение оказавшийся совсем не веселым:
- О том, о чем вы спрашиваете, удивительно тонко написала давным-давно в своей статье замечательный искусствовед Солмаз Садырханова, ставшая в свое время очень близким мне человеком, о котором с болью в сердце помню всегда. В какой-то момент Солмаз меня очень поддержала, сказав много добрых слов о моих работах на очень важной для меня выставке. Никогда ее не забуду…
А я - будто не в тему и отрешенно ответила:
- А я знаю, где Солмаз похоронена…
- Вы?!
- Представьте себе. Она печаталась в газете «Гюнай», где я работала. Мы дружили. И я, естественно, участвовала в церемонии ее погребения…
Надо ли удивляться, что уже наутро мы с Эльмирой помчались с цветами на кладбище и испытали при этом то очищающее чувство, которое словами обычно не выражают и которое остается навсегда. Которое журналисту порой говорит о герое очерка, рождающегося как раз в эти дни из-под его пера, гораздо больше многих ответов, которые он хотел бы услышать от искреннего собеседника. На сей раз без слов подтвердив мою уверенность в том, что хороши все навыки таланта Эльмиры Аббаслы, ибо волнуют не механическим сочетанием их разновидностей, а гармонично объединенные искрой божьей в целое, согретое силой ее ума, воли, обаянием ее личности, представляющими эффект успеха. Радующего сегодня, сейчас и возвращающего в бесценные эмоциональные воспоминания. О прежних днях, вдохновивших на создание исторических раритетов, которым подчас суждено производить незримый обряд внутреннего очищения.
Вот так, наверное, я бы и закончила свой материал, если бы не… Если бы несколько месяцев не бередили они меня своим неотступным присутствием во всем, постоянно приглашая к бесконечным (виртуальным, естественно) встречам и беседам, подчас вовлекая в мучительный поиск каких-то, как говорят, причинно-следственных связей между тем, что властно напросилось в текст, и тем, что сегодня представляется более важным и интересным, что с профессиональной точки зрения только и характеризует сразу же полюбившуюся героиню, не отпускающую мою мысль практически ни на шаг. Тот шаг, который ведет постоянно - вглубь или вдаль. И ни разу - к концу, к ощущению логического завершения. Заставив предположить и влияние мистики, которая, говорят, работающих с куклами в принципе не отпускает, «забыв», что у всего, в том числе у газетного очерка, должен же быть конец. Разве нет? Когда обретаешь, наконец, право сказать, что все готово и можно сдавать в номер...
Да, не сразу я поняла, почему написала о памяти, которая так цепко хранит то, что не со мной было, почему, не в пример себе, несколько месяцев жила мыслями об Эльмире ханым - новой и будто давным-давно знакомой соотечественнице, чтобы, то и дело возвращаясь к написанному, добавлять - нет, не факты, которых в моем распоряжении не так уж много, а мысли, разъясняющие мне самой их значимость и бесценность. Поистине, творчество Эльмиры Аббаслы имеет глубокие корни в истории, снабжающие ее неодолимым желанием думать и писать о том, что недоступно сегодня большинству. Делая мастера кукол философом-мудрецом, которому живется и легче, и труднее, чем окружающим. Наполняя жизнь счастьем успехов и признания и делая беспомощным в насущном, что при ее духовности остается вне поля зрения… к сожалению.
Наверное, все это усложняет мне общение с привычным в профессии, а ей - в том суетном, что для других легко и просто. Как сейчас понимаю, мои мысли и записи не случайны: я долго, очень долго искала ответ на вопрос: кто такая Эльмира Аббаслы? Не та, что совсем близко - во плоти и внешней будничности, нет, а та, что, задавая одну загадку за другой, властно требует искать на них ответ.
- Почти 30 лет я живу с куклами, но это не те куклы, которые массовыми тиражами выпускают на фабриках, - говорит Эльмира ханым.
- Вы начинали с таких…
- Судьба привела на фабрику игрушек. Там ассортимент был не богатый, а внешний вид сделанных из пластмассы барышень разнообразили за счет нарядов, которыми я и занималась, пока не отправилась в отдел этнографии Музея истории Азербайджана… Там началось увлечение азербайджанскими национальными костюмами, потом глубокое изучение региональных особенностей, серии, коллекции, выставки, поездки, зарубежье, успех.
- Вы продаете свои работы?
- Конечно, если есть спрос. Но больше дарю - ведь теперь это авторские куклы, эксклюзивные предметы искусства.
- Их изготовление - всегда трудоемкий творческий путь, полностью овладевающий помыслами автора…
- Спасибо на добром слове…
- А судьба ваших работ - вы помните о тех, с которыми расстались?
- Безусловно, помню. И судьба их волнует. Ведь процесс рождения - от замысла и мелькнувшей мыслишки, абсолютно независимой от меня постоянной включенности, - все влияет на характер и норов куклы и наши с ней взаимоотношения.
- Это безумно интересно.
- И важно. На подиум выставок выходят не персонажи, а личности.
- Со своим норовом…
- Хорошее слово в данном случае. А вы думали, кукла во что я ее наряжу, то и будет носить? Нет уж… Она сама знает себе цену и диктует мне то, что для нее важно.
- Она?
- Конечно!
- Так ведь ей можно приписать требовательное отношение не только к костюму.
- Она - то, чему сам ее научишь… Наделишь, одаришь… Они приучили меня приглядываться не только к внешним чертам - тут характеристика времени, моды, стиля, манеры поведения, отношения к окружающим и ко мне. За годы сделала их множество, стараясь практически не повторяться, позволяя им стать особенно любимыми и даже посмеиваться кое над кем.
- Общество в зеркале или сквозь увеличительное стекло...
- Не знаю, как это сказать, но я каким-то образом проникаю в их мир, учитывая, ощущая их не безмолвными фигурками-экспонатами, украшающими интерьеры, а уж точно становящимися своими для тех, с кем живут рядом, кого в свое время приобрели или получили в подарок, и, прижившись, уверена, влияют на окружающих как своего рода хозяева. Тем более что чаще это персонажи, близкие к национальным корням, типажам - часто с кем-то ассоциируясь, кого-то напоминая, олицетворяя.
- Вы необычный человек, и вам непросто живется…
- Я счастливый человек. Тем, что создала семью, вырастила двух дочерей, испытываю особые чувства к внукам и питаюсь их нежной привязанностью. Когда на семейном поприще порядок - это как бы естественно. Но моим счастьем стали мои успехи в профессии - они ведь очевидцы… и участники.
- Но этого вам явно мало - чувствую это в каждом вашем слове, в тональности и во взгляде мастера, одержимого жаждой творить… Разве нет?
- Во всем, чем занимаюсь, я вижу путь в мир и к себе. Пишу и публикую эссе, стихи, в которых много лирики и нерастраченной любви, потребность вслушиваться в себя и постоянная неутомимость - в идеях, планах, замыслах, каждый из которых безумно трудоемкий. Настолько, что оторопь берет при мысли о редчайшей кропотливости каждой новой куклы, которую иначе не назовешь, как художественное произведение из числа самых изысканных, родившихся, чтобы не просто радовать глаз, но дарить мгновения счастья встречи, а тем более - обладания. Ибо даже передаваемое в «хорошие руки» в душе автора остается навсегда.
- А мечта, должна же быть у поэта мечта…
- О чем мечтаю я? Сейчас более всего - о рабочем месте, в котором так нуждаюсь. Об удобных, вдохновляющих и помогающих скромных апартаментах, в которых мне будет видеться хрустальный дворец - дворец моей мечты, где все будет наполнено той самой энергетикой, силой которой рождаются лучшие из рукотворных творений и моих молодых коллег.
Знаете, как много талантливых людей у нас в республике умеют и хотят заниматься прикладным искусством, получать мастер-классы, участвовать в конкурсах и выставках, устраивать праздники именно во дворце, объединяющем талантливых самородков, людей по интересам, радоваться самим и радовать многих других! Да, в таком наш родной Баку очень нуждается.
- Отличная идея, Эльмира ханым!
- Я вижу это воочию, я знаю, как это делается, и готова делиться своим опытом, не отказываясь от личного творчества…
- Спасибо что вы есть, Эльмира ханым, и больших вам творческих успехов!
Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать