• четверг, 25 Апреля, 20:36
  • Baku Баку 21°C

Новые правила игры

23 ноября 2017 | 10:51
Новые правила игры

ПОЛИТИКА
Накануне в Сочи прошел саммит, заявленная повестка которого - «мирное урегулирование сирийского кризиса». На самом же деле была демонстрация видимого «круга почета» для триумфаторов и сильное желание трио высокопоставленных участников показать Западу, насколько откровенно они его игнорируют.
За столом переговоров впервые в трехстороннем формате встретились президенты Турции, России и Ирана, чтобы обсудить ведение многогранного политического диалога, который мог бы положить конец многолетней гражданской войне в этой стране. Для этого им необходимо согласовать, прежде всего, интересы своих государств и выработать позицию в отношении других игроков на геополитическом поле.
Корректировка позиций
Очевидно, что и Анкара, и Москва, и Тегеран преследуют свои интересы и стремятся поддержать своих союзников. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что пару дней назад, предваряя трехсторонние переговоры по Сирии, глава дамасского режима Башар Асад встретился в Сочи с российским коллегой Владимиром Путиным.
В то же время необходимость этой встречи была продиктована тем, что Кремль должен быть уверенным, что все достигнутые договоренности будут выполнены. И это верно, российская сторона для полной гарантии должна была провести соответствующую работу с сирийским руководством, как говорится, удобрить и окучить почву для тех пониманий, которые могут быть необходимы для того, чтобы выложить их на стол в случае форс-мажора.
А то получается, что на фоне рукопожатия договоренности могут быть формально достигнуты, но не могут быть жизнеспособными, поскольку их постулаты подвисают в воздухе.
Тут кстати было бы заметить, что в газете Daily Sabah пару дней назад была опубликована статья специального советника президента Турции Ибрагима Калына, в которой красной нитью проходит мысль о том, что Башар Асад не может возглавлять Сирию ввиду неприемлемости его политической карьеры большинством населения. Понятно, что у каждой страны есть свои национальные интересы, и тут определенные противоречия неизбежны. Вопрос в том, готовы ли стороны идти на компромиссы и договариваться. В случае успеха сочинской встречи можно и нужно ожидать корректировки позиций.
Не лишне упомянуть и о «Конгрессе сирийского национального диалога», дату которого переносят по сей день из-за камня преткновения на уровне российского руководства, настаивающего на присутствии там всех партий ближневосточной страны, включая партию «Демократический союз» (ПДС как сирийское ответвление террористической Курдской рабочей партии, на совести которой тысячи терактов в Турции). Потому естественно, что Анкара против этого возражает всеми доступными ей методами и средствами, тем более, что сейчас у лидера братской страны Реджепа Тайипа Эрдогана вполне наработанные отношения с русскими.
Курдский вопрос
Кстати, именно курдский вопрос был одним из важнейших на сочинских переговорах, поскольку Турцию беспокоит, причем совершенно резонно, ситуация после разгрома так называемого «Исламского государства» (ИГ), когда у отрядов пешмерге будут развязаны руки и они переключатся на борьбу с Анкарой, которая воюет с КРП на востоке страны. К тому же проводимая ПДС политика выдавливания туркманов и арабского населения из мест проживания также не устраивает турецкую сторону - уже три года как поддерживаемые США курдские Отряды народной самообороны взяли под контроль крупнейшие водохранилища на реке Евфрат, все гидроэлектростанции, нефтяные месторождения Сирии и большую часть территории страны к востоку от Евфрата. ПДС же создает свои параллельные органы власти, неподконтрольные официальному Дамаску и, кроме того, предоставляет возможность американцам основывать «серые» военные базы на контролируемых ею территориях.
Очевидно, что для команды Эрдогана этот вопрос является принципиальным, и, похоже, российская позиция тоже начала меняться, судя по риторике Путина - Москву не устраивает тот факт, что курдами в районе Дейр эз-Зора оккупированы чужие нефтяные месторождения.
С учетом калейдоскопа интересов
В общем-то понятно, что трио Россия, Иран и Турция должны учитывать позиции стран, так или иначе вовлеченных в сирийский кризис, включая Израиль, попавший в сложную ситуацию. Тем более это касается Саудовской Аравии, где одновременно с саммитом в Сочи в Эр-Рияде проходит трехдневная конференция Высшего комитета по переговорам (ВКП) - представителей эр-риядской группы сирийской оппозиции. И хотя здесь нет военных победителей, в отличие от российского формата, зато собрались разношерстные представители арабского большинства, чтобы тоже поговорить о политическом урегулировании на родине.
Кстати, там не без потерь - на днях координатор ВКП, бывший премьер-министр страны Рияд Хиджаб подал в отставку вместе с несколькими единомышленниками, которых саудовцы не пригласили на встречу. Такой ход событий вызвал бурное ликование в Москве: «Я надеюсь, что уход радикально настроенных оппозиционеров с первых ролей позволит и внутреннюю, и внешнюю оппозицию объединить на разумных, реалистичных, конструктивных позициях, - заявил в этой связи глава МИД РФ Сергей Лавров. - Будем поддерживать усилия, которые предпринимает Саудовская Аравия в этом направлении».
Это замечание заставляет думать, что судьбу ВПК предрешил визит в начале октября короля Саудовской Аравии Салмана бин Абдель-Азиза Аль Сауда в Москву.
Что касается Катара, то он, скорее всего, поддержит Турцию и не исключено, что готов примкнуть к формату взаимодействия Турция-Иран-Россия. Кстати, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в рамках двусторонней встречи с Путиным вновь поднял тему нагорно-карабахского конфликта: «Ранее я обсудил с уважаемым коллегой эту проблему, являющуюся для нас национальным приоритетом, и он сказал мне, что Россия делает все возможное для решения этой проблемы. Я еще раз призвал президента России быть более внимательным к вопросу возвращения пяти районов, так как эту проблему может решить только Россия», - сказал Эрдоган.
Экспертное мнение
Разъясняя сирийский расклад корреспонденту газеты «Каспiй», глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде отметил, что после фактического разгрома ИГ в этой стране на «шахматной доске» произошел коренной перелом - не стало радикальной оппозиции.
- Одним важным игроком стало меньше, и освободившееся место спешат занять другие силы - обновленные сторонники Асада, обновленная и перегруппированная оппозиция и курды.
В этой связи сегодня необходимы новые правила игры, которых пока нет, но их основы заложены в ходе предыдущих переговоров астанинского процесса. Там все не просто вплоть до самого политического руководства - за время кризиса четко оформились два лагеря - пророссийский и проиранский, между которыми идет почти открытая борьба без правил за сферы влияния, а это грозит столкнуть напрямую интересы Ирана, России и Турции.
В то же время мы являемся очевидцами усиления курдов, оказавшихся вне женевского и астанинского процесса. Потому стороны и обсудили этот вопрос - как рассматривать этот фактор и как вести работу с вождями воинственных племен, за которыми стоят США. Сочинский формат, конечно, полезен для его участников, поскольку позволяет им укрепиться в регионе, но до сих пор его действие является ситуативным в силу проведения боевых действий. Но уже сейчас стороны заговорили о долгосрочном присутствии в этом регионе, а для этого нужны более четкие правила игры и более ясное видение перспектив.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать