• вторник, 23 Апреля, 11:07
  • Baku Баку 20°C

Прорыв

07 апреля 2015 | 13:08
Прорыв

КОММЕНТАРИЙ
В результате нескольких дней интенсивных переговоров Иран и «шестерка» (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) наконец заложили основы всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной проблеме, на протяжении десятилетия бывшее яблоком раздора между Тегераном и Западом.
Кто в этой ситуации проиграл, кому это будет менее выгодно, а кому вообще невыгодно? Главной задачей переговоров, конечно, было снятие мировым сообществом санкций с Ирана - иначе какой смысл Тегерану вести переговоры? В этом смысле Ирану крайне выгодно подписание соглашения. Снятие санкций крайне благополучно скажется на развитии страны - весьма привлекательной для инвестиций и реализации новых технологий.
Весь мир отныне будет бороться за лучшие отношения с ИРИ. Между Америкой, Европой, Китаем, Россией начнется ожесточенная борьба за лакомые куски иранской экономики, что приведет к ускоренному ее развитию. При этом, выход иранской нефти на мировой рынок, безусловно, приведет к большему падению цен на энергоносители.
Снятием санкций с Ирана даст ей возможность набрать серьезный вес в экономике, позволит сделать все возможное, чтобы заменить российскую нефть-газ на европейском рынке. Безусловно, это больно скажется на российской экономике и всех остальных рынках. Для чего, собственно говоря, Обама и интенсифицировал переговоры с Тегераном.
Несомненно, достигнутые результаты отодвигают необходимость поиска силового решения иранской проблемы. Среди потенциально проигравших от сделки: Израиль, Саудовская Аравия и Россия. Кстати, первая уже назвала сделку угрозой для существования страны.
Вот как прокомментировал ситуацию газете «Каспiй» политолог Тофик Аббасов:
- В принципе переговоры в Лозанне - победа Ирана. Но у Тегерана и до этих переговоров и связанных с ними достижений были приобретения, которые сводили на нет усилия внешних сил, старающихся заблокировать политику Ирана. Хотя у меня и нет большого оптимизма связанного с итогами лозаннских переговоров, однако, на данный момент это, безусловно, прорыв Тегерана.
Но учитывая то, что есть очень много противников этих соглашений, и то, что еще предстоят несколько месяцев напряженной работы, я не исключаю, что те же неоконсерваторы в Америке, могущественное израильское лобби, многочисленные противники иранского режима в Европе не преминут вставить палки в колеса машине, которая только-только начинает двигаться. За ширмой этого контактного процесса вашингтонской «двойки» в лице Обамы и Керри и иранских либералов во главе с Роухани, между сторонами имеют место довольно вязкие проблемы.
За годы, прошедшие после иранской революции, Тегеран проявлял достаточную изобретательность по преодолению трудностей. Вспомним первые послереволюционные годы, ирано-иракскую войну, различного рода санкции и их постоянное ужесточение. Тем не менее, Тегерану удавалось парировать, а порой сводить на нет усилия недоброжелателей, ярых противников и открытых своих врагов. Это не прибавило Ирану друзей. Поэтому классифицировать раунд переговоров в Лозанне, как абсолютно успешный, я бы не стал. Скорее всего стоит ожидать попытки недругов Ирана перенаправить контактный процесс в другое русло, поскольку сам иранский режим является красной тряпкой для многих в мире и, в первую очередь, для неоконсерваторов в США.
- Насколько обоснованы опасения премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху итогами лозаннских переговоров, который вдобавок ссылается на обеспокоенность ряда государств региона Ближнего Востока?
- Стыковка израильской точки зрения с позицией некоторых арабских государств указывает на существование антииранского фронта. Иран, прагматичная политика которого общеизвестна, умеет обращать многие риски себе на благо. Тегерану досталось весьма непростое окружение из числа арабских стран, которые, в сущности, блокируют его возможности, и, я бы сказал, ведут продуманную и системную антииранскую пропаганду. Причем на это тратятся огромные деньги, в которых у арабских монархий нехватки не наблюдается.
Судя по тому, как Нетаньяху в ярости просит поддержать его соло арабским хором, можно сделать вывод о том, что, как Израиль, так и ряд арабских монархий более всего раздражает прорыв в контексте американо-иранских отношений.
Мне кажется, что в конце концов Иран станет обладателем атомной бомбы и это вопрос времени. В начале своих разработок по так называемому мирному атому, Тегеран надеялся на поддержку своих потенциальных союзников в СБ ООН в лице России и Китая. Но по целому ряду причин этого не произошло. В такой ситуации на Иран обрушили жесткие санкции, которые фактически парализовали его экономику.
Отсюда вытекает возникновение «Исламского государства» (ИГ) и то, что эта террористическая организация контролирует немалые части территории Ирака и Сирии. Ведь именно на этих землях должна была пролегать газовая коммуникация, о которой в свое время договорились Дамаск, Тегеран и Багдад. Этим намечалось довести иранский газ до побережья Средиземного моря. Но вместо этого США и его ближайшие союзники, в том числе Израиль, решили дестабилизировать именно эту часть региона.
Тем не менее, иранцы смогли пережить самые тяжелые времена, не сдались, как на это надеялись на Западе. Отмечу, что и американцы потеряли много от иранских эмбарго. Вашингтон не досчитался где-то порядка $175 млрд. от наложенных санкций. Евросоюз потерял порядка $80 млрд. Ныне экономические элиты многих стран трубят с призывом снять ограничения от торговли с Ираном. Здесь надо учитывать и российский фактор, ибо сотрудничество Запада с Тегераном еще более ослабит Москву. Но самое главное, Нетаньяху и арабские монархии беспокоит сближение США и Ирана, ибо это может в довольно существенной мере повлиять на взаимоотношения этих стран с супердержавой мира. Израиль желает застолбить роль единоличного лидера в регионе, в том числе как главного союзника американцев. Вкупе с этим в Тель-Авиве прекрасно понимают, что обладание атомом для Ирана просто вопрос времени. Учитывая все перечисленное, можно утверждать, что опасения Нетаньяху, несомненно, имеют под собой почву.
- Многие эксперты указывают на то, что от сближения Ирана с Западом, больше всего проиграет Россия.
- Конечно, если сближение Тегерана с Западом продолжится, то Москва однозначно будет в проигрыше. Но Россия сама виновата - в этом вопросе Кремль крупно просчитался. Технократы Миллер, Сечин и иже с ними работали против интересов Ирана. Считая, что бизнес самое главное, а политика подождет, «Газпром» вел антииранскую политику. Кстати, Миллер этого не скрывал, утверждая, что Иран - самый опасный противник на рынке газа и первостепенная задача заключается в том, чтобы опередить Тегеран. На этой почве у иранской элиты появились вопросы к россиянам.
Далекие от наивности иранские политики и бизнесмены еще раз убедились в том, что Москва, как всегда, ведет двойную игру, тем более неграмотную и непросчитанную. Отказавшись в свое время от поддержки Тегерана, Москва ныне находится в весьма сложном положении.
- Как могут повлиять договоренности Ирана с «шестеркой» на Южный Кавказ?
- Думаю, некоторое примирение Тегерана с Западом может сыграть на руку Азербайджану. Внешние силы не раз пытались привлечь нашу страну в антииранскую коалицию, хотели использовать его территорию в случае военного вмешательства в Иран. Но официальный Баку твердо отстаивал заключенные с Тегераном договоренности. Благодаря этому, были отклонены поползновения внешних сил и Баку еще раз доказал, что остается верен во взаимоотношениях с Ираном. Тем не менее, мы никогда не позволяли и не позволим, чтобы Тегеран оказывал влияние на наши внутренние процессы.
Последний визит Президента Ильхама Алиева в Иран показал, что эта страна относится к нам, как к серьезному игроку в регионе, считается с нами и при этом имеются общие планы. Поэтому мне кажется, что сближение Запада с Тегераном окажет позитивное воздействие на самую дееспособную страну региона, коей является Азербайджан.
- В случае успешного развития событий экономика Ирана начнет набирать обороты. Учитывая взаимоотношения Тегерана с Ереваном, не допускаете ли вы мысль, что Иран поможет реанимировать впавшую в кому экономику Армении?
- Экономика Армении находится в таком запущенном состоянии, что ей вряд ли что-то поможет. Боле того, Ереван ничего не может предложить игрокам в регионе. Армяне все время только и делают что просят, ничего не имея дать взамен. Саргсян на различных международных форумах, чуть ли не умоляет вкладывать инвестиции в его страну. Но с этим возможные доноры явно не спешат.
Армения и у Ирана очень много чего просила и просит. Ереван в связи со своими сомнительными проектами утвердил за собой негативный образ проблемной страны. Понимает это и Тегеран, однако, учитывая то, что в Иране имеется довольно многочисленная армянская диаспора, Тегеран не может пренебрегать проблемами Еревана и время от времени помогает последнему в решении проблем. Не думаю, что в условиях новых реалий это поможет Армении в решении стратегических вопросов. Не считаю, что кое-какая помощь Ирана может спасти армянскую экономику. Возрождение этой страны напрямую связано с освобождением оккупированных азербайджанских земель. Только это может спасти Армению.
Фуад ПАШАБЕЙЛИ
banner

Советуем почитать