• четверг, 28 Марта, 18:47
  • Baku Баку 13°C

Штатный режим таможни

02 ноября 2017 | 13:09
Штатный режим таможни

РЕГИОН
Давно Междуречье не контролировало пограничные участки на границе с Турцией, в частности те, что на территории Курдской автономии.
Политический шум после эрбильского референдума 25 сентября позволил сделать это - накануне Вооруженные силы братской страны передали контрольно-пропускной пункт «Ибрагим Халил» (на арабский лад «Хабур») под контроль представителей центральных властей Ирака.
Почти в рабочей обстановке
Этот объект с понедельника работает в обычном режиме - в первый же день через «Хабур» проследовало три тысячи автомобилей, что близко к норме. После незаконного референдума о независимости в Курдской региональной администрации Ирака (КРАИ) Анкара и Багдад потребовали, чтобы Эрбиль передал контроль над КПП и аэропортами центральной власти, однако этого не случилось, и тогда турецкие войска совместно с иракцами, расширив зону учений, демонстративно пересекли курдский участок границы как раз в районе упомянутого объекта.
На турецко-иракской границе действует еще один КПП «Узумлю», который расположен между районом Чукурджа в Хаккари и городом Кани Маси в провинции Духок, но в связи со сложным рельефом местности и проблемами с безопасностью чаще всего используется для пешего перехода граждан, нежели для грузоперевозок.
Кроме того, он все еще находится под контролем сепаратистов, но, по всей вероятности, будет построен еще один пропускной пункт, и тогда после открытия нового КПП надобность в «Узумлю» отпадет и таможенный контроль иракских властей на турецко-иракской границе будет полностью восстановлен.
Тем временем иракские военные и курдское ополчение «пешмерга» провели уже три раунда переговоров в Мосуле и Эрбиле, чтобы обсудить спорные моменты, которых накопилось за три года вагон и маленькая тележка. Багдад требует от курдов, в частности, сократить число курдских ополченцев «пешмерга» или перевести их под командование правительственных войск.
Кроме того, он по праву требует совместного контроля армии и курдов над спорными территориями. Но те отказываются допустить иракскую армию или шиитскую милицию «аль-Хашд аш-Шааби» в «Ибрагим Халил» и «Пешхабур» («Фишхабур» расположен на границе Ирака и Сирии). Курдская делегация заявила, что это неприемлемо - «Курдистан может допустить на эти погранпункты исключительно гражданских служащих, что соответствует иракской конституции, но нет необходимости размещать армию там, где уже есть охрана и пограничники». Однако, как уже было сказано, иракские власти начали шаг за шагом брать под контроль свои границы.
Стоит заметить, что члены международной коалиции, возглавляемой США, присутствовали на этих переговорах, поскольку опасаются, что борьба между силами безопасности Ирака и сепаратистами будет угрожать материально-технической поддержке ее сил в Сирии, так как пропускной пункт «Пешхабур» используется коалицией для доставки грузов из Курдистана в восточную Сирию.
Что и требовалось доказать
Не случайно вокруг курдской автономии стоит плотная завеса противостояния международных сил, а информационное и силовое давление только нарастает. Недели две назад между курдскими вооруженными отрядами «пешмерга» и армией Ирака (скорее, наоборот) начались постреферендумные столкновения. Регулярные вооруженные силы, опирающиеся на материальную и военную поддержку Ирана (речь идет о шиитской милиции), уже через пару дней восстановили контроль над Киркуком, где до августа 2014 года проживали преимущественно туркманы.
Тогда руководство КРАИ, видя преимущество оппонентов, предложило немедленно объявить о прекращении огня, заморозить (!) результаты референдума о независимости и начать диалог с федеральным правительством на базе иракской конституции. А инициатор референдума «президент» Масуд Барзани заявил о том, что покидает свой пост с 1 ноября, хотя этого пока не произошло.
Надо признать, что во всем «виновато» наличие угрозы так называемого «Исламского государства» (ИГ), после чего начался общественный, политический и, как следствие, экономический хаос в Междуречье. Потому в самый разгар беспредела федеральное правительство закрывало глаза на самостоятельную политику Барзани в энергетике. Теперь же позиция власти окрепла и ужесточилась.
Министерство нефти Ирака предупредило недавно иностранные государства и компании, что любые сделки и контракты должны получать одобрение центрального правительства и самого министерства. То есть Багдад, воспользовавшись моментом, стремится к тому же установить экономический контроль. В результате военного и политического давления первоначально был восстановлен контроль над частью нефтяных месторождений Киркука, нефть с которых целых три года экспортировало региональное правительство Курдской автономии. Получается, что инициировав волеизъявление о государственной независимости, Барзани «промахнулся», после чего Багдад взял под контроль пограничные и таможенные переходы на границе с Турцией. Кстати, США, что немаловажно, также поддержали восстановление целостности экономического пространства Ирака.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать