• пятница, 29 Марта, 02:20
  • Baku Баку 7°C

Оправданные опасения

29 октября 2017 | 10:35
Оправданные опасения

ВЗГЛЯД
Уже который год Россия и Беларусь переживают сложный период взаимоотношений. Периодические кризисы затрагивают различные сферы двусторонних связей, негативно отражаясь на благосостоянии обоих государств. Но главное - что эти кризисы ослабляют Союзное государство и еще молодой, недавно созданный Евразийский экономический союз. Дошло до того, что главы двух близких не только территориально, но и духовно государств не провели, как обычно, отдельную встречу на недавнем саммите глав государств-членов СНГ в Сочи.
О нынешнем уровне российско-белорусских отношений в интервью корреспонденту газеты «Каспiй» рассуждает директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск, Беларусь) Арсений Сивицкий.
- Недавно завершились крупномасштабные российско-белорусские военные учения «Запад-2017». С какой целью они проводились?
- Совместные белорусско-российские стратегические учения «Запад-2017» - это запланированное рутинное мероприятие по повышению боеготовности региональной группировки войск России и Беларуси в рамках Союзного государства. На территории Беларуси такие учения проходят раз в четыре года. В этом году особый акцент был сделан на совершенствование оперативной совместимости штабов различных уровней, а также сопряжение перспективных систем управления войсками и оружием; апробацию положений новых уставных документов, разработанных в вооруженных силах Российской Федерации (РФ) и Республики Беларусь (РБ). А также с целью получения практики командующими, командирами и штабами по планированию мероприятий военного характера по стабилизации обстановки и управлению войсками (силами) в ходе их проведения.
Официальный Минск неоднократно подчеркивал, что данное мероприятие оперативной подготовки носит сугубо оборонительный характер, не направлено против третьих стран и является прежде всего демонстрацией прочности отношений РБ и РФ и положительной динамики интеграционных процессов в рамках укрепления обороноспособности Союзного государства. Таким образом, изначально планируя совместные белорусско-российские стратегические учения «Запад-2017», Минск пытался решить сложную дилемму: с одной стороны, было необходимо провести военные маневры таким образом, чтобы они не стали дестабилизирующим фактором, подрывающим региональную безопасность. С другой - стратегические учения были призваны продемонстрировать Кремлю выполнение Минском союзнических обязательств в рамках военно-политического альянса с Россией.
Однако нужно помнить, что помимо совместных белорусско-российских учений «Запад-2017», проходивших с 14 по 20 сентября, российская сторона проводит собственные масштабные стратегические параллельные маневры на своей территории под условным названием «Запад», начавшиеся в конце июля и продолжающиеся по сей день. Они размыты по времени и пространству. А чтобы формально не нарушать так называемый Венский документ 2011 года, в них вовлечены все виды и рода ВС РФ (включая ракетные войска стратегического назначения).
Данные учения проводятся преимущественно в зонах ответственности Западного, Южного и Центрального военных округов и Северного флота, а их тематическим содержанием являются особенности формирования, организации управления и применения межвидовой (межведомственной) группировки войск (сил) в интересах комплексной борьбы с противником на европейском театре военных действий. То есть речь идет об отработке сценария конфликта с НАТО. Таким образом, в отличие от тех учений, которые проводились белорусской стороной совместно с российскими партнерами на территории Беларуси, Кремль проводит гораздо более масштабные и агрессивные маневры с одноименным названием «Запад».
- Приграничные страны-члены НАТО уже выразили обеспокоенность этими учениями, увидев в них угрозу и сценарий вторжения. Насколько эти страхи соответствовали действительности?
- Указанные опасения связны с тем, что как минимум с 2008 года Россия инструментализировала масштабные военные маневры и проверки боеготовности под решение своих геополитических задач. Так, стратегические учения российских вооруженных сил «Кавказ-2008» предшествовали российско-грузинской войне в августе 2008 года, а внезапная проверка боеготовности российских войск на границе с Украиной и вовсе плавно перетекла в аннексию Крыма и дестабилизацию ситуации на Донбассе в 2014 году.
То есть Россия использует крупные военные учения как прикрытие для подготовки к военным сюрпризам. А так как ее внешняя и военная политика носила и продолжает носить непредсказуемый характер, соседние страны выражают свою обеспокоенность. То, что во время своих собственных маневров «Запад» Москва готовится к так называемой полномасштабной войне и отрабатывает конфликт с НАТО, российская сторона особо и не скрывает, если следить за публикациями российских военных стратегов в специализированных военных изданиях. Поэтому эти опасения имеют реальные основания. И до тех пор, пока Россия ведет непредсказуемую внешнюю и военную политику, атакует соседние дружественные страны (а Грузия и Украина являлись таковыми) под разными предлогами, оказывает давление на страны постсоветского пространства, эти опасения всегда будут иметь почву под собой.
- Насколько совместные учения отвечали интересам самой Беларуси?
- В нынешних военно-политических условиях проводить совместные учения с Россией, которая де-факто находится в состоянии войны с Украиной и перманентном состоянии конфронтации с Западом, а совсем недавно совершила неудачную попытку переворота в Черногории, безусловно, не самая лучшая затея. Особенно когда Беларусь позиционирует себя как донор региональной безопасности и стабильности. Однако и отказаться от проведения этих учений по идеологическим соображениям Минск не мог. Отказ белорусской стороны дал бы основание для Кремля обвинить белорусские власти в неисполнении союзнических обязательств и привел бы к новой волне давления на Беларусь.
Однако в конечно счете стремление Минска сохранить статус донора региональной стабильности и безопасности, как и нежелание втягиваться в военно-политическое противостояние между Россией и Западом, и предопределило скромные параметры и сугубо оборонительный сценарий и замысел учений «Запад-2017» на белорусской территории. Хотя изначально Москва пыталась навязать Минску более масштабный и агрессивный характер совместных учений. Это, в частности, следовало из тендера Минобороны РФ с поставками в Беларусь в 2017 году 4162 вагонов с военными грузами, что свидетельствовало о намерениях перебросить около одной дивизии дополнительно (помимо 3000 российских военнослужащих, согласованных с белорусской стороной).
К тому же белорусская сторона организовала беспрецедентный режим открытости и транспарентности для западных стран во время учений, чтобы таким образом дистанцироваться от тех масштабных и агрессивных маневров, которые параллельно проводит Россия.
- Вы неоднократно ранее писали о готовности Москвы разместить свои войска на территории Беларуси. Сохраняется ли эта угроза и сейчас?
- Вопрос об организации постоянного российского военного присутствия на территории Беларуси до сих пор в повестке дня Кремля, несмотря на то, что Минск в 2015 году дал недвусмысленно понять, что такой шаг является нецелесообразным в случае с российской авиабазой. Особенно остро он может вновь встать в связи с переходом конфронтации России и Запада в новую фазу из-за вступившего в силу в августе американского санкционного закона.
В последнее время российское военное ведомство любит часто повторять о необходимости предпринять ответные меры в связи с развертыванием американской тяжелой бригадной группы в Польше (на самом деле она развертывается на 8 центрально- и восточноевропейских стран). Это обстоятельство может послужить дополнительным аргументом для Кремля начать давление на Беларусь по вопросу размещения своих войск.
- В прошлом месяце, по всей видимости, страсти в российско-белорусских отношениях улеглись, и Москва предоставила Минску обещанный кредит на 700 млн долларов. Означает ли сей факт, что спорные моменты в российско-белорусских отношениях урегулированы?
- На самом деле серьезная доля неопределенности в двусторонних отношениях остается, как и сохраняется напряженность между Минском и Москвой. Кредит, который выделила Россия Беларуси, идет на рефинансирование предыдущих долгов перед Москвой. То есть Минск не может использовать эти деньги для решения практических социально-экономических задач. Наконец, если бы российская сторона не рефинансировала предыдущие долги, то у Беларуси просто не было бы свободных средств, чтобы их отдать РФ.
Россельхознадзор до сих пор блокирует поставки белорусской сельскохозяйственной продукции, к тому же полным ходом по инициативе российской стороны идет процесс восстановления границы с Беларусью. Параллельно идет давление со стороны Москвы по вопросу переориентации транзита белорусских нефтепродуктов с балтийских портов на российские.
То, что серьезная напряженность сохраняется, видно не только по периодическим заявлениям официального Минска, но и следует из того, что впервые с момента проведения совместных учений «Запад» в 2009-м и 2013 годах президенты России и Беларуси не встретились во время учений «Запад-2017». В Беларусь даже не приехали российский министр обороны Сергей Шойгу и начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов. Кстати, не встретились Александр Лукашенко и Владимир Путин и во время недавнего саммита СНГ в Сочи. Это можно расценить, как сигнал о том, что Москва больше не рассматривает Минск в качестве равноправного и незаменимого партнера по вопросам обеспечения безопасности на западном стратегическом направлении и больше не рассчитывает на Беларусь в этих вопросах.
Вместо этого Кремль теперь переходит к одностороннему обеспечению собственной безопасности как с опорой на собственные возможности, так и за счет белорусской стороны без учета ее интересов. Хотя это было понятно уже в 2015 году, когда без предварительного согласия белорусской стороны Кремль принял одностороннее решение о размещении российской авиабазы в Беларуси. А на следующий год начал развертывать мотострелковые части на границе с РБ и, наконец, в этом году начал восстанавливать границу. Поэтому, к сожалению, следует быть готовым к новым кризисам в белорусско-российских отношениях и новому давлению со стороны Кремля.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать