• пятница, 19 Апреля, 08:58
  • Baku Баку 13°C

Двадцать лет спустя

27 октября 2017 | 10:50
Двадцать лет спустя

ПОЗИЦИЯ
Мало кто ожидал, что буквально через неполный год после избрания президентом Узбекистана Шавкат Мирзиеев посетит Турцию - настолько сильно испортил двусторонние отношения его предшественник.
Так что его визит без натяжки можно назвать историческим, поскольку он призван придать стимул и импульс развитию связей, а также вывести их из стагнации, а заодно и определить направление партнерства на ближайшие годы.
Итак, за последние 18 лет глава богатейшей среднеазиатской страны впервые увидел аэропорт Анкары, чему способствовали предварительные наработки - 18 ноября прошлого года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган в Самарканде на похоронах Ислама Каримова встретился с нынешним коллегой, где они и договорились разработать «дорожную карту» по развитию сотрудничества двух стран.
После этого состоялось заседание совместной экономической комиссии, были взаимные визиты на уровне вице-премьеров и прочие символические телодвижения. Кроме того, у глав государств неоднократно были возможности для бесед в кулуарах международных саммитов и заседаний, а еще Мирзиеев накануне визита упростил визовые процедуры для граждан Турции, сократив срок оформления визы до трех рабочих дней и отменив требование о подтверждающих документах.
Холодные нулевые
Кстати, Турция одной из первых признала независимость Узбекистана, так что дипломатические отношения между ними были установлены более четверти века назад. Компании из братской страны сразу же начали вкладывать инвестиции в закаспийскую экономику, активизировалось сотрудничество в сфере образования и культурного обмена. Однако в конце 90-х позитивная динамика заметно снизилась, и тут дело не столько в финансовом кризисе, сколько в политических разногласиях по ряду региональных проблем.
Особенно нашумела история с объявлением в международный розыск популярного в Узбекистане, да и в тюркском мире, поэта и диссидента Мухаммеда Салиха. Анкара, понятное дело, не стала экстрадировать демократично мыслящего оппонента Ислама Каримова и не пошла на поводу у узбекского руководства в отношении представителей оппозиции, объявленных там экстремистами и террористами.
После этого официальный Ташкент инициировал «охоту на ведьм» - было закрыто около 50 узбекско-турецких совместных предприятий, а их руководители привлечены к различной степени ответственности по обвинению в распространении литературы различных религиозных течений.
В 2005-м Турция не поддержала каримовскую версию подавления мятежа в Андижане, а годом позже выступила за проведение международного расследования андижанских событий и осудила использование в Узбекистане детского труда при сборе хлопка. Это спровоцировало еще большее охлаждение отношений, после чего образовался вакуум, вплоть до того, что каримовская команда отказалась участвовать в работе образованного в 2009 году Совета сотрудничества тюркоязычных государств, а также в их Парламентской ассамблее и Международной организации тюркской культуры (Türksoy), заявленной целью которой является развитие всестороннего сотрудничества между тюркскими народами.
По мере охлаждения отношений усиливались и гонения на турецких бизнесменов. В 2011 году в спецпередаче телеканала «Узбекистан» народу поведали, что на турецких предприятиях «Гунеш», «Туркуаз», «Кайнак», «Евроосие таомлари» якобы распространяется запрещенная религиозная литература, после чего десятки бизнесменов были осуждены либо изгнаны из страны, вдобавок обвиненные в уклонении от уплаты налогов.
Лед оттаивает
Итоги двухдневного официального визита формально следует оценивать как прорыв - на встречах один на один и в расширенном составе были обсуждены вопросы расширения сотрудничества в политической, торгово-экономической, инвестиционной, транспортно-коммуникационной и других областях с доведением его до уровня былого партнерства. Но не это главное.
На фоне последних событий особый интерес представляет перспектива совместного противодействия глобальным и региональным вызовам и угрозам. Если стороны договорятся о стыковке интересов в этой плоскости, остальные аспекты будут «отрихтованы» сами по себе. Да и речь идет не о каком-нибудь карликовом государстве, так как Ташкент во всех отношениях может считаться стратегически значимым партнером - это столица страны с населением 32 млн человек, обладающая 7-м в мире резервом природного газа, огромными запасами урана. Не говоря уже о том, что Узбекистан второй в мире экспортер «белого золота». Несмотря на это, объем двусторонних экономических отношений далек от ожидаемого - по итогам прошлого года двусторонний товарооборот между ними составил лишь $1,2 млрд, хотя можно бы и повыше планку взять.
Кстати, Эрдоган намеренно указал собеседнику на значимость культурного сближения двух древних очагов тюркской и исламской цивилизации, напомнив о сотрудничестве религиозных институтов имени имама Бухари и имама Матуриди. Он заверил узбекского коллегу, что с 16 марта следующего года авиакомпания Turkish Airlines приступит к выполнению регулярных рейсов между Стамбулом и Самаркандом, что позволит еще более сблизить братские народы двух стран. Что касается виз для граждан братской страны, то многократная виза на один год бизнесменам будет выдаваться в течение трех дней, а туристам предоставляться сроком на один месяц, сказал Эрдоган.
В свою очередь президент Узбекистана сказал, что воочию видно, как за 20-летний перерыв стороны «соскучились друг по другу, подчеркнув, что лидеры двух стран на переговорах «понимали друг друга не с полуслова, а без слов, по взгляду».
Знаковое событие
Как подчеркнул в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» руководитель исследовательского центра «Атлас» политолог Эльхан Шахиноглу, визит президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в Анкару - знаковое событие:
- У бывшего президента Ислама Каримова, принципиально не посещавшего Анкару, были сложные отношения как с прежним, так и с нынешним руководством Турции. Так что мы имеем дело с намерением Мирзиеева начать партнерство с чистого листа, что позволит вывести связи на качественно новый уровень и определит их направление минимум на ближайшее десятилетие. Это имеет важное значение с точки зрения деятельности Турции на Евразийском континенте.
До настоящего времени двум странам не удалось вывести свои отношения на желаемый уровень, но их лидеры делают для этого все возможное - за 10 месяцев они проводили переговоры четыре раза. Кроме того, были встречи в кулуарах мероприятий, прошедших в Пекине, Астане и Нью-Йорке, - то есть Эрдоган придает важной тюркской стране большое значение.
Курс открытости и примирения, который проводит нынешнее руководство Ташкента, может стать основой для сближения в целом позиций стран Центральной Азии, которые с момента обретения независимости так и не смогли выработать общей политической линии как на региональном, так и международном уровне.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать