• вторник, 19 Марта, 14:46
  • Baku Баку 8°C

Наступление на север

19 октября 2017 | 10:05
Наступление на север

ВЗГЛЯД
Что ни говори, реклама - не только двигатель торговли, как считали раньше, но и средство давления, запугивания, увещевания и прочих рычагов влияния.
Вспомним, как мировые СМИ в августе-декабре 2014 года на фоне активизации так называемого «Исламского государства» (ИГ) ретиво описывали нарастающие возможности курдских формирований пешмерга, преподнося их как безальтернативный фактор предотвращения террористической заразы на Ближнем Востоке. Кроме того, помпезно преподносилось бегство иракской, а затем и сирийской армий от «черной саранчи».
Это было сделано в расчете на подавление воли проживающих там народов, которые должны были «подвинуться» и быть готовыми к созданию на тех территориях курдского государства. Но та же иракская армия сразу после объявления результатов нелегитимного референдума в курдской автономии начала военную операцию против пешмерга и продолжает выбивать их со спорных территорий провинции Киркук.
Номер не прошел
Центральному правительству усиленно помогают отряды шиитской милиции «аль-Хашд аш-Шааби», кстати, накануне занявшие также город Синджар провинции Найнава, расположенный на шоссе между Мосулом и сирийской границей, при этом регулярная армия без боя взяла еще один пограничный город Рабия, находящийся севернее Синджара.
В течение дня они взяли под свой контроль практически все нефтяные месторождения, а затем попытались продвинуться в сторону крупной Мосульской плотины на реке Тигр. В тот же день иракский телеканал Al-Taghier сообщил, что армия в течение 48 часов планирует взять Эрбиль, столицу Курдского автономного региона, изгнав оттуда местное сепаратистское правительство. Примечательно, что эту «взрывоопасную» информацию подтвердил и вице-президент Ирака Нури Малики, который на страничке The Spectator Index в Twitter заявил, что «иракская армия войдет в Эрбиль и поднимет там иракский флаг». Хотя почему бы и нет, ведь наступление проходит молниеносно и практически без прямых боестолкновений: отряды пешмерга организованно отходят, уступая все когда-то занятые позиции вплоть до своих границ, обозначенных еще в 1974 году.
Правда, Масуд Барзани выступил с заявлением, в котором объяснил сдачу населенных пунктов «односторонними действиями представителей одной из группировок», и пообещал, что курды «рано или поздно достигнут своей цели - собственного государства».
Но это все слова, вроде тех, что накануне произнес высокопоставленный представитель местного «министерства пешмерга» Халгурд Хикмат, который, дабы воодушевить жителей автономии, сообщил о большом подкреплении, направленном для подготовки к контрнаступлению и пообещал «восстановить контроль над всеми потерянными районами». Он назвал происходящее «началом новой политической военной фазы» и завершил без обиняков: «На последующих этапах вы увидите, как мы сломаем нос «Аль-Хашд аш-Шааби». Однако ясно, что несмотря на браваду, в Эрбиле опасаются дальнейшего продвижения иракской армии, а чтобы остановить наступление, пешмерга спешно роет окопы, строит блиндажи и огневые точки на подступах к их главному городу.
Из-за океана с приветом
Видя, что тучи вокруг их детища - КРАИ сгущаются, в ситуацию решили вмешаться США, чьи военные базы расположены как в самой автономии, так и в других районах Междуречья. В частности госсекретарь Рекс Тиллерсон предостерег заинтересованные страны не только от применения силы, но даже от элементарных угроз или даже намеков на возможные карательные операции против сепаратистов.
Между тем очевидно, что сам этот призыв одновременно является скрытой угрозой, однако крайне сомнительно, что в реальности американцы решатся применить силу в отношении Багдада - Саддама нет, следовательно, нет и оснований для санкций. Впрочем, всякое может быть, ведь двусторонние договоренности имеют немало подводных камней, и к тому же Багдаду могут в случае чего конкретно урезать финансирование по куче программ.
При этом все же следует признать, что восстановление контроля иракской армии над Киркуком и его окрестностями выявило неготовность США реализовать собственную ближневосточную стратегию. В пользу этого говорит то, что Вашингтон, покровительствующий курдам, в реальности продемонстрировал полный нейтралитет.
В целом, его реакция на тамошние события была не просто слабой, а, прямо скажем, двойственной. То есть американцы, сделавшие буквально все для независимости курдской автономии от Багдада, взяли и разрушили их надежды, поддержав (по крайне мере на словах) территориальную целостность Ирака, когда опекаемые ими курды провели референдум.
Трудно поверить, что за океаном не знали о намерениях опекаемых ими племен, ведь в надежде превратить их в рычаг давления против Турции и Ирана «гринго» всячески пестовали и лелеяли сепаратизм. Также трудно поверить в то, что в Вашингтоне не была дана отмашка проведению референдума, но что-то не срослось - скорее всего, их подвел расчет на бесхребетность правительства Междуречья и многовековую вражду Анкары и Тегерана.
Думать надо было…
Словом, курды из-за своего давнего легковерия в очередной раз стали разменной монетой политики больших государств, а Киркук был сдан без боя потому, что автономии, отрезанной от внешнего мира, так нужно восстановить перекрытый транспортный коридор. Теперь о киркукской нефти следует позабыть, да и с мечтами о независимости придется надолго распрощаться, а от былых экономических возможностей и след простыл.
Вот такой подарок преподнес Вашингтон своим подопечным.
Как сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде, Масуд Барзани прекрасно понимает, что самостоятельность его автономного региона имеет свои пределы:
- Иракская армия пока в пределы курдской автономии не вступала, занимая спорные города и территории, которые были присоединены произвольно, причем относительно недавно на фоне ослабления центральной власти. Потому, ощущая свою неправоту, понимая, что действия иракской армии там правомочны, Эрбиль не идет на обострение ситуации, укрепляя свои позиции собственно на своих землях, границы которых расчерчены и определены конституцией Ирака. Если наступление продолжится и армия вторгнется в эти пределы, в этом случае нельзя исключить того, что пешмерга окажет им сопротивление, поскольку тут речь может идти уже о потере статуса автономии. А это недопустимо даже для курдского Патриотического союза, возглавляемого Павлом Талабани и Лахором Джанги, более лояльных Багдаду, которые, как утверждает Масуд Барзани, и отступили перед правительственными силами без боя, подорвав курдскую оборону и открыв им таким образом дорогу на Киркук.
Впрочем, я не думаю, что иракская армия и дальше будет развивать наступление, ибо она рискует, выражаясь фигурально, загнать крысу в угол - при таком положении взятие Эрбиля может стать пирровой победой. Задача Багдада - добиться того, чтобы оппонент стал более договороспособен.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать