• суббота, 20 Апреля, 09:56
  • Baku Баку 14°C

Женская логика генерал-лейтенанта

21 января 2014 | 15:33
Женская логика генерал-лейтенанта

ПОРТРЕТ
Перебрав в памяти свои публикации, посвященные достойным соотечественникам, с удовлетворением отмечаю, что лишь однажды пригласила известных и прославившихся в истории людей в герои своих материалов именно потому, что они - женщины. Это осмелившаяся сесть за штурвал самолета Лейла Мамедбекова, врач Сона Велихан, балерина ГамерАлмасзаде, режиссер Гюльджахан Гюльахмедова, певица Шовкет Мамедова, очерки о которых печатались под рубрикой «Они были первыми» в те дни, когда страна чествовала представительниц «слабого пола», отдавая дань азербайджанкам, на заре ХХ века начинавшим женское движение за социальное раскрепощение.
К тому времени, когда Судаба Джамшид гызы Гасанова избиралась народным судьей, а позже - судьей вновь созданного Бакинского городского суда, возглавляла Министерство юстиции и Верховный суд обретшего независимость Азербайджана, ну совсем уж не принято было расценивать заслуги должностных лиц по тому, к какому полу они принадлежат по рождению.
Был, конечно, и есть некоторый перекос в пользу мужчин, но в целом… Каких только высот не достигли у нас женщины к началу 70-х, когда студентка юридического факультета Азербайджанского государственного университета Судаба Гасанова защищала высоко оцененный профессурой диплом в ранге лауреата Всесоюзного конкурса студенческих научных работ, премированного… 57-томным собранием сочинений Ленина, которое услужливо и с большим пиететом доставили ей на дом сотрудники торгового ведомства.
Исполненные лирических чувств тонкие знатоки поэзии, народной и классической музыки, живописи, не отстающие от моды обладательницы изысканного вкуса, женщины в Азербайджане давно уже сплошь да рядом занимают высокие и ответственные должности, в том числе и в законодательных органах власти. И, казалось, нет ничего из ряда вон выходящего в том, что талантливого молодого юриста Судабу Гасанову рекомендовали и избирали на столь высокие посты, хотя легкий холодок удивления все же сопровождал сообщения об этих назначениях.
Нет, в профессионализме и эрудиции этой женщины, рано обретшей опыт работы в правоохранительных органах, в ее высоченной ответственности и готовности неустанно творчески трудиться на порученном участке никто к тому времени уже не сомневался. А вот что касается смелости при утверждении на первый взгляд суровых приговоров… Тех, что и от мужчин нередко требуют особой твердости и «сверхрешимости». Но ей по силам оказалось и это - как человек, для которого соблюдение закона - высшая ценность, она выносила и суровые приговоры, неизменно помня, что действует от имени государства, от имени избравшего ее народа и во имя справедливости.
Путь в профессию, которая вооружила ее глубинными и постоянно накапливающимися знаниями, для Судабы выбрала судьба. В городке Ильичевск (что ныне носит название Шарур), где она родилась, существовала только школа-восьмилетка. Среднее образование можно было получить, лишь уехав в областной центр, а если на месте, то - в так называемой вечерней школе.
Судаба ханым помнит, как в середине сентября в девятый класс этой школы, куда поначалу без проблем записались она и ее товарищи, пришли чиновники из Министерства просвещения Нахчыванской Автономной Республики и попросили подростков покинуть учебное заведение, предназначенное только для тех, кто работает.
Слава Богу, блюстителям порядка района хватило ума не отлучать ребят от образовательной системы. Их просто-напросто… трудоустроили. Куда кого удалось.
Не достигшей к тому времени еще и 16 лет Гасановой досталась должность секретаря судебных заседаний в районном суде - вроде бы скучная, монотонная работа, требовавшая разве что известной сноровки. Тогда в судах запрещалось вести протокол с помощью стенограммы, а о диктофонах почти никто и не слышал. Все, что говорили участники процесса, следовало проворно, слово в слово записывать на бумаге.
Судаба Гасанова не знала тогда, что с нехитрых, как ей поначалу показалось, обязанностей судебного секретаря, требовавших всего лишь аккуратности да дисциплины, начинали путь к мировой славе иные знаменитые юристы и известные на весь мир писатели. Что открывавшаяся в ходе допросов, прений сторон и обвинительных заключений богатейшая информация о человеческих трагедиях пробуждала у самых неравнодушных желание рассказывать о конкретных судебных тяжбах и анализировать происходящее. Да так, что рождались известные философские труды и литературные шедевры о миропорядке, который подчас наиболее наглядно проявляется в судебных заседаниях.
Однако склонная за эпизодами видеть, как сложнейшие отношения между людьми складываются в судьбоносные события, как поучительны на первый взгляд житейские истории, ставшие объектом осмысления авторов классических художественных произведений и как многое зависит от реакции тех, кому доверено вершить правосудие, она рано смогла понять, что этим делом станет заниматься всю жизнь. Заниматься так, как может талантливый, трудолюбивый и ответственный человек, воспринимающий работу в качестве возможности жить достойно и по-своему делать добро.
Пять лет, что талантливая девушка постигала сложнейшие аспекты профессии юриста в Азербайджанском государственном университете, где ее портрет - активного участника научно-студенческого общества, неизменной отличницы - украшал Доску почета, конечно же, стали залогом того, что при распределении в 1971 году ее направили в Министерство юстиции на должность консультанта Управления судебных органов.
Это позволило дипломированной выпускнице естественным образом вписаться в среду коллег-профессионалов, но отправной точкой своей карьеры и личной жизни Судаба ханым считает 1973 год, в начале которого прежде чем стать судьей Бинагадинского (тогда - Кировского) района создала свою семью. Стала должностным лицом, которого не назначили сверху, а выбрал народ! Ныне за делами она и забыла бы эту дату, если б не напомнили сослуживцы, недавно поздравившие Судабу ханым с 45-летием службы в органах юстиции. Эту веху она встречает в статусе судьи Конституционного суда Азербайджана, многоопытного, а в годы работы министром юстиции активно участвовавшего в подготовке проекта Основного Закона - Конституции независимого Азербайджана, профессионала в ранге генерал-лейтенанта - государственного советника юстиции II степени, за плодотворную деятельность в органах юстиции и судебной власти награжденной Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым орденом Şöhrət («Слава»).
В честь такого события издана и книга Судабы Гасановой «Omrün izi qalan anları» («Мгновения жизни, оставившие след»), на подготовку которой у нее не хватило бы времени, если б большую часть забот об издании не взял на себя супруг - Ягуб Алиев.
- Наверное, идея издать этот том появилась после того, как год назад ваш муж составил и издал книгу «İki həyatın vəhdəti» («Единство двух жизней»), - приглашаю Судабу ханым к беседе таким вот вопросом, с интересом просмотрев книжку с удивительно «домашней», семейной фотографией на обложке.
- Выходили и другие мои книги, но ту воспринимаю как некий редкой теплоты, почти сентиментальный рассказ о генеалогическом древе нашей семьи. В ней с любовью и уважением говорится не только о самых старших, но и о каждом из нас, вплоть до младенцев, которым предстоит продолжить род, наследовать традиции, сохранить и передать потомкам черты его лучших представителей.
- По-моему, здесь видно восхищение любимой женщиной, которой за всеми регалиями, нагрузками и обязанностями удается во всей полноте испытывать счастье материнства и с честью хранить семейный очаг.
- Представьте, что все успевала именно при поддержке супруга. Сколько трудных дней принесли мне профессия, должности и связанные с ними перегрузки, а он всегда был рядом, брал на себя самые сложные заботы по дому. Он даже радовался, когда я, изредка выбрав часок-другой, вышивала крестиком, - говорил, пусть отвлечется, расслабится. Относил в мастерскую мои редкие работы и, окантованные, вывешивал их на подходящем месте, с гордостью показывая родственникам.
Дети - сын Али, родившийся в 1974 году, дочь Ягут - в 1977-м, и внуки боготворят меня во многом потому, что так заведено в семье. Главное - супруг уважает меня как личность, вдохновляет на самые трудные дела… Даже сочинили в честь меня несколько стихотворений.
- Но работа… Она такая мужская! Вас ведь не раз переводили на все более ответственные участки и должности, приходилось осваиваться в новых условиях.
- В такие моменты особенно поддерживала его вера в меня, готовность взять на себя любые заботы.
Нет, в служебном кабинете и за кафедрой судебного зала, в мантии и мундире никто не видел, как Судаба Гасанова могла втайне от других вздохнуть в сердцах, а подчас и смахнуть слезу, прежде чем подготовится произнести самый суровый приговор. Не для чужих глаз и то, как в уютном домашнем халатике бессонными ночами изучает тома запутанных и сложных уголовных дел, чтобы потом уверенно, именем государства провозглашать судебные вердикты, и каково делать все это женщине, наделенной столь высоким правом, - матери, супруге, хозяйке.
Она никогда не приглашала прислугу, всегда сама стирала и гладила белье. Наводила порядок в квартире. По выходным баловала домочадцев самыми любимыми блюдами, чтобы традиционно по-семейному всем вместе посидеть за столом и таким образом поддерживать тепло в домашнем очаге.
Непроницаемая, строгая при исполнении обязанностей - она теплый, участливый человек в жизни. Но об этом не положено было догадаться никому. Даже журналистам, на вопросы которых ей как должностному лицу все-таки приходилось время от времени отвечать. Расслабилась однажды, встречаясь с корреспондентом газеты «Мир женщины» в 2001 году, который в заголовок своей статьи вынес цитату из ее ответов на его вопросы: «Я смотрю на законодательство сквозь призму материнских чувств».
- Это тот самый заголовок, который отражает суть вашего взгляда на себя как на юриста?
- К тому, что тогда я как председатель Верховного суда рассказала той газете, это было к месту. Помню, на вопрос «Насколько женское начало влияет на вашу работу?» я достаточно пространно ответила, что это проявляется только в положительную сторону.
- Примеры…
- Сколько угодно… Много раз, намереваясь облегчить судьбу женщин, убеждалась, что мои коллеги и так делают все возможное для этого. Потому мне не приходилось менять что-либо после обращений осужденных в высшие инстанции. Как иначе было поступать в отношении тех, кто инициировал предумышленные убийства и таким образом дискредитировал себя как мать…
Не могла скрывать волнение, видя, как со слезами на глазах встречают вышедших из заключения близкие. Особое внимание проявляла к родителям, которые хлопотали за попавших в беду детей. Подчас не меньше родственников испытывала терзания души, когда выносился приговор о пожизненном заключении - ведь осуждение касалось тех, кто для кого-то был и оставался сыном, братом, отцом…
Возможно, как женщина я допускала иной раз снисхождение, стараясь не усугублять вину тех, кто осознал ее, но это никогда не было связано с правонарушениями. Такая вот женская логика!
- Новая книга совсем о другом, о значительно более широком поприще и об иных временах
- Да, в ней собраны другие материалы. Это тексты выступлений на международных форумах, конференциях и других мероприятиях. В ней мои публикации в печати в самые острые для государства моменты, документы и отзывы о моей деятельности.
- И личные откровения, воссоздающие общую панораму социально-политической обстановки в нашей стране. Ведь объективно запечатлеть на века те или иные события или обстоятельства с наибольшей правдивостью могут лишь те, кто непосредственно участвовал в них, не так ли?
- Конечно, обладая информацией из первоисточника, человек, которому дорога честь родины, должен сохранить в памяти и запечатлеть то, чему ему довелось быть свидетелем. Знаете, в лирику я никогда не впадала, но возможностью логически и по-человечески тепло проанализировать увиденное во времени и пространстве, думаю, воспользовалась. Как не включить написанное по горячим следам в такой сборник? Хотя бы во имя справедливости?
- В книге не приводится ваш послужной список. Однако по доверительно собранным материалам о происходивших и оставивших след судьбоносных событиях хорошо прослеживается путь выдающегося юриста страны. Стремительное восхождение по карьерной лестнице - не стало ли оно поводом… возгордиться?
- Наверное, где-то в глубине души можно было испытать чувство гордости, скажем, за доверие, за высокую оценку того, что делала. Но практически каждое повышение по службе, как и присуждение ордена и очередного высокого звания, означало необходимость осваивать все новые обязанности, учиться общаться с разными людьми, сталкиваться с непредвиденными обстоятельствами, а значит - помнить об ответственности и работать на достойный результат.
- Особенно прибавилось дел с выходом на международный уровень…
- Не просто дел - ответственности! Ведь это началось с обретением Азербайджаном статуса независимого государства. Многим из нас посчастливилось пройти школу на редкость мудрого руководителя - общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева.
- Что запомнилось лично вам?
- Очень многое! Особенно то, что он ценил наблюдательность, поощрял самостоятельность и поддерживал рождавшиеся предложения. Помню, вернувшись с проходившего в Стамбуле форума, рассказала ему, что во многих странах существуют ведомства высокого ранга, на государственном уровне специально занимающиеся проблемами женщин, семьи и детей… чего пока у нас нет.
- И такой комитет не просто создан в Азербайджане, но и много лет работает.
- И работает весьма плодотворно, занимаясь сложнейшими проблемами, защищая права женщин, помогая им в самых подчас щепетильных вопросах.
-А что еще изменилось в правовом поле?
- Многое… Скажем, правовая грамотность… По крупицам собирая и осмысливая опыт прошлого, мы научились понимать истоки прежних ошибок и цену нынешних успехов. Помнится, еще в бытность судьей Бинагадинского района, встречаясь с почти сплошной правовой безграмотностью населения, я и мои коллеги не сетовали и не ждали, когда с ними начнет заниматься кто-либо другой. По моей инициативе всем районом проводили просветительские мероприятия, организовали Школу юного юриста для старшеклассников. Нас даже в пример всему городу тогда ставили.
- Теперь совсем иная картина. Вам все чаще приходится общаться с «рядовыми» гражданами, весьма подкованными в области собственных прав, - это наглядно отражает, кстати, и ваша книга.
- Не случайно же я посвятила ее Гейдару Алиеву, мудрому руководителю государства, стоявшему у истоков независимого Азербайджана. Не будь этой личности, не было бы и сегодня независимого, процветающего Азербайджана.
- Сейчас только собранные в книге статьи могут рассказать, как непросто было выезжать в зарубежные командировки, встречаться с единомышленниками и оппонентами, выступать на многолюдных форумах с позиции государства, которому довелось участвовать в историческом процессе, изменившем миропорядок.
- Не обессудьте, но давайте назовем здесь хотя бы некоторые из знаковых для Азербайджана мероприятий международного уровня, в которых мне посчастливилось со всей ответственностью участвовать.
- С огромным удовольствием.
- Будучи министром юстиции, являлась председателем Судебно-правового Совета при Президенте республики. Членом комиссии, также членом рабочей группы по подготовке проекта Конституции независимого Азербайджана. Членом государственных комиссий по помилованию, образованию, медицине, борьбе с коррупцией и др. Согласно представленной Президентом республики компетенции подписывала межправительственные соглашения об обмене правовой информацией об оказании правовой помощи при рассмотрении гражданских, семейных, уголовных дел, о выдаче осужденных с Грузией, Кыргызстаном, Беларусью, Исламской Республикой Иран. Участвовала во встречах с президентами Грузии, Молдовы, Кыргызстана, Венгрии, вице-президентом США Альбертом Гором, а также с государственным секретарем Мадлен Олбрайт, секретарем Совета Европы ДаниэлемТаршисом, председателем Парламентской ассамблеи лордом Джонстоном и другими должностными лицами. Возглавляла делегации Азербайджана, выступала на международных форумах, проводимых ООН и Советом Европы в Египте, США (Нью-Йорк и Вашингтон), Германии, Франции, Великобритании, Венгрии, Молдове, Грузии, Турции. Согласно представленной Президентом Азербайджана компетенции, в 1998 году от имени правительства республики подписала соглашение о защите прав и свобод граждан с координатором-резидентом ООН Эрджаном Муратом. В 1998 году была в составе азербайджанской делегации, прибывшей в США для отчета в комиссии ООН о ходе выполнения требований Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации прав граждан», к которой Азербайджан присоединился в 1995 году. В 1999 году приняла участие в конференции женщин, возглавляющих министерства юстиции всех стран мира, проведенной в Нью-Йорке Советом женщин-лидеров совместно с ООН…
- А Конституционный суд…
- Он - высшее проявление заботы правового государства о гражданах. Это отражается и в подписанном еще в 2006 году Президентом Ильхамом Алиевым Плане действий по правам человека. И в утвержденной им в 2011 году национальной программе деятельности с целью повышения рационализации охраны прав и свобод конкретного человека в стране.
- Известно, что активное воплощение такой программы в жизнь способствует не только развитию и совершенствованию системы и механизмов защиты декларируемых законом прав, но и конкретной, зримой, повседневной заботе о каждом человеке…
- Естественно! Поскольку Конституционный суд проверяет принимаемые законы и другие нормативные акты на соответствие требованиям Конституции, то и индивид, находящийся под юрисдикцией конкретного государства в области защиты прав и свобод личности, становится приоритетной фигурой в государственном механизме, постоянно совершенствующем национальные политико-правовые структуры, обеспечивающие права человека.
- Звучит сложно, но в устах должностного лица вашего ранга так убедительно!
- Сегодня знание элементарных вещей не может быть уделом лишь профессионалов. Это касается всех. Тем более что в Основном Законе страны рядом с правами каждого гражданина соседствуют и положения об обязанностях.
- …невыполнение которых и прибавляет работы правоохранительным органам.
- Сотрудники этих органов даже при видимой суровости выносимых приговоров в конце концов опять же стоят на страже прав человека и общества - разве нет?
- Успехов вам, Судаба ханым, на ответственном посту судьи Конституционного суда Азербайджана. И всего самого доброго!

Галина МИКЕЛАДЗЕ
banner

Советуем почитать