• вторник, 23 Апреля, 14:10
  • Baku Баку 24°C

От перемены мест слагаемых…

07 октября 2017 | 10:43
От перемены мест слагаемых…

Завершился одиозный визит в регион новоназначенного сопредседателя Минской группы ОБСЕ от США Эндрю Шефера. Первым делом американский дипломат прибыл с ознакомительным визитом непосредственно в оккупированный Нагорный Карабах.
Как передают армянские СМИ, в Ханкенди он провел встречу с нынешним лидером сепаратистов, «президентом Нагорно-Карабахской Республики» Бако Саакяном, после чего отбыл в Ереван, где провел встречу с президентом Армении Сержем Саргсяном. Против обыкновения, в этот раз глава армянского государства справедливо подчеркнул, что дипломатическая миссия нового американского посредника протекает в довольно сложный период урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и выразил надежду на то, что посреднические усилия стран-сопредседателей МГ ОБСЕ по решению конфликта исключительно мирным путем и в соответствии с нормами и принципами международного права будут с успехом продолжены.
Конечно, надежда умирает последней, и народы, вовлеченные в конфликт, до последнего уповают на то, что решить его еще можно мирным способом, к которому стороны и должна подвести МГ ОБСЕ. Однако по факту трудно припомнить более тупиковую ситуацию в переговорном процессе между Баку и Ереваном, чем сейчас. Что мы имеем в реале?
Совсем недавно на полях 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН состоялась встреча глав МИД Азербайджана и Армении - Эльмара Мамедъярова и Эдварда Налбандяна. Она имела ряд важных особенностей с точки зрения использования дипломатических технологий, что стало ясно из заявления об этой встрече со стороны как раз МГ ОБСЕ. «Сопредседатели Минской группы ОБСЕ и личный представитель действующего председателя ОБСЕ Анджей Каспршик провели на полях Генассамблеи ООН отдельные встречи с главами МИД Азербайджана и Армении, а затем присутствовали на состоявшихся переговорах между ними, - говорится в документе. - Основной целью консультаций было обсуждение текущей ситуации в зоне конфликта, изучение путей активизации переговорного процесса и подготовка к предстоящей встрече президентов Армении и Азербайджана».
То есть главы внешнеполитических ведомств Азербайджана и Армении не вели диалог с глазу на глаз, а значит, структура переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта продолжает оставаться сложной. В то же время такие переговоры были бы невозможны, если конфликтующие стороны или хотя бы одна сторона не принимают подготовленные компромиссные предложения посредников.
И, судя по всему, так оно и есть. Во всяком случае, официальный представитель МИД Азербайджана Хикмет Гаджиев отметил, что Э.Мамедъяров «выразил поддержку Азербайджана нескольким интересным предложениям, озвученным сопредседателями, для продолжения предметных переговоров по урегулированию конфликта». Но что это за предложения, остается неизвестным. Реакции же армянской стороны не последовало до сих пор.
В то же время внимание экспертов привлекло неожиданное заявление председателя комитета Совета Федерации по международным делам РФ Константина Косачева, сделанное накануне переговоров министров: «По имеющейся у меня информации, стороны конфликта довольно близко подошли к договоренности. Понятно, что дьявол всегда скрывается в последних деталях. Ситуация не стоит на месте, она продвигается вперед». Правда, при этом Косачев, редко высказывающийся по проблемам урегулирования нагорно-карабахского конфликта, не стал раскрывать детали этих вроде бы достигнутых «договоренностей», отметив, что «процесс нагорно-карабахского урегулирования опасно загонять в какие-то временные рамки, стороны нельзя подгонять, поскольку они начинают нервничать и опускают руки».
И тут из Еревана сразу последовал ответ. Вице-спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов конкретизировал ситуацию: «Если Азербайджан согласился признать независимость «Арцаха» (кавычки наши - Ред.) и сообщил об этом сопредседателям Минской группы, то да, стороны близки к урегулированию. Если господин Косачев выступил с подобным заявлением, возможно, у него есть сведения о том, что Азербайджан согласен признать независимость «Арцаха», потому что в ином случае стороны не могут быть близки к урегулированию». Весьма наглый ответ со стороны представителя вассального государства, надо признать.
Вряд ли, конечно, Косачев мог допустить столь глупые предположения, коими делится Шармазанов. Но его суждения не могли появиться из ничего. Объяснение, видимо, такое: ранее глава МИД Армении Налбандян говорил о возможности передачи Азербайджану некоторых районов, хотя потом и оправдывался, что эти слова «были вырваны из контекста», напомнив о трех принципах и шести элементах, которые МГ ОБСЕ предлагает в качестве механизма урегулирования конфликта.
Далее, Минская группа анонсировала еще и возможность встречи президентов Азербайджана и Армении. По логике, она должна состоятся еще в нынешнем году. В марте 2018 года Армения преобразуется в парламентскую республику, переговоры с Баку по нагорно-карабахскому урегулированию должен будет вести премьер-министр, который автоматически станет главой государства. Конечно, вероятность того, что новое правительство Армении возглавит Серж Саргсян, высока, но этот процесс требует определенного времени, что, возможно, создаст паузу в переговорах на высшем уровне. Пока же согласован лишь график визита сопредседателей Минской группы в регион.
Одним словом, все как обычно, все как всегда. Сегодня страны-сопредседатели МГ ОБСЕ не скрывают, что пытаются при отсутствии договоренностей по урегулированию конфликта сохранить хотя бы статус-кво. Но что завтра? Ответа нет.
Рауф ТОФИКОГЛУ
banner

Советуем почитать