• пятница, 19 Апреля, 07:25
  • Baku Баку 13°C

Стенания автономии

03 октября 2017 | 10:05
Стенания автономии

ВЗГЛЯД
Власти курдской автономии Ирака направили официальную жалобу на федеральное правительство в Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) после введенного Багдадом запрета на воздушное сообщение с курдской автономией.
Соответствующий указ властей Междуречья стал адекватным ответом на отказ курдского руководства передать аэропорты в городах Эрбиль и Сулеймания под надзор федеральных органов после проведенного в курдской автономии референдума о независимости.
Формальный подход
Обратите внимание - запрет не распространяется на внутренние рейсы, то есть после досмотра любой груз может быть направлен из Багдадского аэропорта в место конечной прописки. Однако, как заявил бывший глава МИД Ирака, а теперь член высшего совета по «референдуму курдской автономии» Хошияр Зибари, авиаэмбарго «препятствует доставке гуманитарной помощи для временно перемещенных лиц». Это наводит на размышления о том, что за гуманитарными грузами скрывается совсем иная, не декларируемая цель.
Кроме того, как известно, ИКАО, являющаяся ассоциированным членом ООН, все же не гуманитарная организация и руководствуется в своих решениях исключительно положениями Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция) от 7 декабря 1944 года. Так что сепаратисты попали не по адресу, направив туда жалобу формального содержания.
Между тем, согласно упомянутому международному документу, который установил основные принципы работы международной авиации, в частности, правила полетов над территорией страны-участницы, принцип национальной принадлежности воздушного судна и другие фундаментальные положения определяет. Во-первых, каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет на воздушное пространство над своей территорией. Более того, никакая регулярная международная воздушная линия, проходящая через или внутри территории договаривающегося(!) государства (речь идет о Междуречье, а не об автономии), не может эксплуатироваться иначе как по специальному разрешению и в соответствии с его условиями.
Итак, на самых общих положениях документа мы видим, что официальный Багдад вправе самостоятельно решать, запрещать ему воздушное сообщение с «курдской автономией» или нет. Тут ИКАО ничем помочь курдам не может. Что же касается «доставки гуманитарной помощи для временно перемещенных лиц», то очевидно, что препятствовать ее доставке Багдад не собирается, но и она должна осуществляться в соответствии с положениями конвенции, а не по произволу эрбильских сепаратистов, риторика которых все больше и больше становится похожей на риторику наших «многострадальных» соседей - армян.
Патовая ситуация
Глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде полагает, что сами курды Междуречья и их руководство во главе с Масудом Барзани самонадеянно считают себя гарантами стабильности для всего региона:
- Приводятся в этой связи нелепые «логические посылки» - мол, именно они выступили посредниками в урегулировании курдской проблемы в Турции, благодаря им в марте 2015 года было достигнуто перемирие между КРП и правительством Эрдогана, - отметил политолог в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй». - Мол, именно они посредничали и в разрешении суннитско-шиитского конфликта в самом Ираке, помогая преодолевать затяжные правительственные кризисы. Ну, и что в итоге?
В братской стране опять террористы взрывают населенные пункты, воодушевившись итогами «референдума», а в Междуречье назрел небывалый со времен вторжения США кризис. Они не верят, что Багдад решится на военную операцию против курдов - у правительства аль-Абади нет ни военного потенциала, ни политической воли, ни авторитета. И ссылка на события трехлетней давности, когда 5-6 тыс. боевиков ИГ разогнали 200-тысячную иракскую армию и захватили арсеналы тяжелых вооружений, не оправдана. Халифат на протяжении двух с половиной лет контролировал треть территории страны. Но теперь ситуация изменилась, тем более что на подмогу правительственной армии придут всесторонне поддерживаемые Ираном шиитские ополченцы «Хашд аш-Шааби», контролирующие большую часть провинции Сулеймания.
Что касается Турции, тут ситуация сложнее - она официально не пойдет дальше слов, опасаясь нарушения международного права, а Багдад вряд ли призовет ее армию «для стабилизации обстановки», как это сделал Башар Асад, пригласив в Сирию русских. Кроме того, партия Барзани - фактический союзник Анкары в борьбе с КРП. Истинная причина жесткой риторики Анкары - желание сыграть на патриотическом поле, перехватив инициативу у партии Национального движения. Кстати, ее лидер Девлет Бахчели уже назвал «референдум» поводом для войны, заявив, что 5 тыс. его сторонников готовы отправиться в Киркук для защиты этнически близких нам туркманов.
Стечение обстоятельств в данном случае таково, что ни Эрбиль не может отменить запрет Багдада на воздушное сообщение с внешним миром, ни соседи Ирака не могут помочь ему в борьбе с сепаратизмом. Получается патовая ситуация, которая на руку третьим силам.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать