• суббота, 20 Апреля, 06:52
  • Baku Баку 14°C

Показательный инцидент

30 сентября 2017 | 10:00
Показательный инцидент

Очередное унижение со стороны действующей власти пережил президент Молдовы. Игорю Додону дали понять, что он не вправе пригласить в страну даже любого приятного ему журналиста.
Но, откровенно говоря, в данном случае речь идет о личности, которую хорошо бы не пускать на свою территорию любому уважающему себя государству. Это пресловутая Дарья Асламова из одиозной «Комсомольской правды», человек, специализирующийся на неуважительном отношении к своим респондентам и странам, которые посещает, особенно если их политика не укладывается ровно в ту канву, которая кажется единственно верной нынешним обитателям Кремля.
Итак, Асламова прилетела из Бухареста в Кишинев на интервью с президентом Молдовы Игорем Додоном. Но ее не пустили в страну и отправили обратно в Бухарест.
Показательно, что на это событие тут же отреагировало посольство России в Республике Молдова. Там заявили, что ждут реакции Кишинева и миссии ОБСЕ на выдворение из страны спецкора «КП» Дарьи Асламовой.
Поразительная оперативность - думается, вряд ли дипмиссия так же озаботилась проблемой, если б на территорию Молдовы не пропустили кого-либо из российских журналистов либеральной направленности.
Глава государства возмущен недопуском в страну Дарьи Асламовой. «Это очередной враждебный шаг правительства Молдовы в отношении нашего стратегического партнера - РФ. Сегодня каждому российскому журналисту, прибывающему в страну, приходится отправлять персональное приглашение. При этом все журналисты румынских СМИ, осуществляющие антимолдавскую, антигосударственную деятельность, беспрепятственно работают в Молдове, - отреагировал в Facebook Додон. - Этот антироссийский демарш правительства Молдовы, как это уже бывало не раз, организован специально в преддверии моей рабочей встречи с президентом РФ Владимиром Путиным, которая пройдет 11 октября в Сочи».
Чуть позже ясность в ситуацию внесла Пограничная полиция Молдовы. По словам представительницы пресс-службы Раисы Новицки, Дарья Асламова была задержана в Кишиневском международном аэропорту по причине утаивания истинной цели своего визита в Республику Молдова: «По закону, если в отношении лица имеются какие-то подозрения, сотрудник Пограничной полиции вправе задать некоторые вопросы, чтобы выяснить, что это за человек, какие цели он преследует на территории страны, и не имеет значения, из какого государства приезжает это лицо и какой паспорт оно показывает».
Главное же, как выясняется, с самого начала Асламова не уведомила сотрудников Погранполиции о том, что у нее была договоренность с президентом об интервью. Сначала она почему-то сообщила о других целях визита - туристических. Только после долгих разговоров и выяснений она назвала реальные цели. То есть вследствие дискуссий и констатации того факта, что госпожа Асламова говорила то, что не соответствует действительности, было принято решение вернуть ее туда, откуда она прилетела, - такова принятая процедура, пояснили в Погранполиции.
А вообще, в отношении нее на территории Молдовы официально никакие запреты не действуют. То есть тут все ясно: - провокаторше не дали развернуться, и поднялся вой.
Но надо признать, что этот инцидент является лишь одним из показательных примеров той ситуации взаимонепонимания, которая давно царит на политическом поле Молдовы. А недавняя инициатива Партии социалистов о проведении конституционной реформы по перераспределению полномочий в высших эшелонах власти привела к обострению и без того натянутых отношений между президентом, с одной стороны, и парламентом и правительством - с другой. В ходе протестов, организованных ПСРМ в ряде городов Молдовы, была принята резолюция, которая вроде бы запускает процесс перехода к президентской форме правления. Активисты планируют «войти в каждый дом, предоставляя возможность каждому жителю страны высказать свое мнение о том, кто должен управлять страной».
Инициатива была раскритикована руководством законодательного органа: парламентское большинство не намерено отказываться от части полномочий, чтобы поделиться властью с оппозицией и «превратить парламент в приложение к президентуре». Эксперты полагают, что эта конфронтация если и не приведет к переформатированию системы госуправления, то уже в ближайшей перспективе скажется на работе всего государственного организма.
При этом президент сохранил статус главнокомандующего вооруженных сил страны и некоторые полномочия в области обороны, поскольку они прописаны в Конституции и не могут быть изменены простым большинством депутатов. Однако эти полномочия касаются случая вооруженной агрессии против страны, объявления (с предварительного согласия парламента) частичной или всеобщей мобилизации и соответственно Игорю Додону не пригодятся. Статья 87 Конституции также позволяет президенту «принимать и иные меры, направленные на обеспечение национальной безопасности и общественного порядка, в пределах закона и в соответствии с ним».
А пределы закона сужены до минимума. Хотя президент в Молдове с недавних пор избирается народом и по Конституции является верховным главнокомандующим, специально «под Додона» реальные функции главы государства были окончательно выхолощены до чисто декоративных. Если предыдущие президенты ежедневно могли получать от СИБ сводки о ситуации в стране, то Игорь Додон не имеет никакого влияния на спецслужбы, которые ему не подчиняются. Соответственно даже информирование главы государства по вопросам национальной безопасности может носить формально-декоративный характер.
За прошедшие после инаугурации девять месяцев президент неоднократно пытался заблокировать решения парламентского большинства, но в силу ограниченных законом полномочий - без особого успеха.
Молдова превратилась в парламентскую республику в 2000 году, когда 90 депутатов проголосовали сразу в двух чтениях за поправку к Конституции, отменяющую всеобщие президентские выборы. Это стало первым случаем в истории СНГ, когда парламентско-президентская республика превратилась в чисто парламентскую.
И хотя в марте 2016-го Конституционный суд своим решением изменил ход событий, вернув всенародные президентские выборы, полномочия главы государства остались номинальными.
Возможно ли хоть какое-то изменение этих политических реалий, в то время как большинство партий страны склонно к сохранению имеющегося положения дел, - вопрос весьма сложный.
Рауф ОРУДЖЕВ
banner

Советуем почитать