• пятница, 29 Марта, 02:01
  • Baku Баку 7°C

Тише едешь, дальше будешь

28 сентября 2017 | 10:15
Тише едешь, дальше будешь

РЕГИОН
Выборы в Германии состоялись, теперь Ангела Меркель со своей командой ломает голову над созданием коалиции для того, чтобы упрочить свое положение в парламенте. Уже известно, что партия СДПГ, руководимая Мартином Шульцем, категорически отказалась от коалиции с ХДС/ХСС, объявив, что уходит в оппозицию.
Надо сказать, что Брюссель был сильно разочарован таким стечением обстоятельств. Еще в начале сентября глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, предвосхищая результаты выборов в немецкий парламент, говорил о некоем свежем ветре в паруса Евросоюза, видимо, имея в виду прошедшие выборы в Нидерландах и Франции. В Брюсселе полагали, что на немецких выборах с дружелюбно настроенным к ЕС лидером СДПГ Мартином Шульцем и гарантированным переизбранием Ангелы Меркель ничто не могло пойти не так. Однако в реальности все оказалось иначе.
Что же имел в виду Жан-Клод Юнкер? Он рассчитывал, что Ангела Меркель сразу приступит к переговорам с Эммануэлем Макроном о реформе Евросоюза, еврозоны, более того, первые результаты уже ожидались в конце 2017 года. Ожидания не оправдались. Как и не подтверждается желание Ангелы Меркель сформировать новое правительство хотя бы до конца года. Все упирается в создание коалиции, а это, как признают эксперты, может растянуться на неопределенное время, слишком много разногласий.
А что же Европа? Результаты выборов в Германии, которых в Евросоюзе боялись меньше всего, оказались опасны для Европы, принесли проблемы и опасения, что ЕС окажется в стагнации или даже на грани развала. А пока Германия будет заниматься созданием коалиции, нового правительства, Европа будет «блуждать в тумане».
А рождение коалиции будет долгим. Когда через несколько часов после завершения прошедших выборов в Бундестаг журналисты спросили Ангелу Меркель, получит ли Германия новое правительство до Рождества, канцлер ответила: «Я в принципе всегда оптимистично настроена». И добавила: «Тише едешь, дальше будешь».
Журналисты не разделяют оптимизма Меркель. После прошлых выборов официальная коалиция ХДС-ХСС-СДРГ начала работать через три месяца. В нынешней ситуации такого не будет, скорее, наоборот. Об этом говорит сама процедура создания коалиции.
А это отнюдь не просто, особенно после этих выборов. Формально у попавших в Бундестаг партий не ограничено время на переговоры о формировании правительства. Главное условие - новый состав парламента должен собраться на первое заседание не позднее, чем через 30 дней после выборов, то есть до конца октября. Нынешняя коалиция ХДС/ХСС и СДПГ будет оставаться у власти до создания новой.
Процедура переговоров и формирования правительства выглядит так: сначала идут «переговоры о переговорах», затем некоторые партии проводят партийные съезды, на которых голосуют за начало переговоров о создании коалиции. Следом формально начинаются переговоры партий, которые продолжаются несколько недель и завершаются составлением и подписанием коалиционного договора - программы действий будущего кабинета. Далее партии могут вынести коалиционный договор на утверждение своих членов. Это длительная процедура. И только после такого утверждения коалиционного соглашения партийцами новое правительство приведут к присяге в Бундестаге.
Что остается делать Европе, которая понимает, что Ангела Меркель занимала руководящую роль в Евросоюзе, и ей замены нет? Скорее всего, ждать, когда, наконец, она отвлечется от внутренних дел и обратит взоры к Евросоюзу. Надежда была и на то, что заработает и тандем Меркель-Макрон. Но и это уже кажется эфемерным, позиции Меркель в отличие от предыдущих лет ослабли, и поэтому возникает вопрос: как будут сотрудничать сильный президент государства со слабеющей экономикой (Макрон) и слабый канцлер государства с сильной экономикой (Меркель)?
Меркель не оправдала надежд Макрона, он даже стал косвенной жертвой этих выборов. А ведь Макрон очень нуждался в «матушке» для претворения своих грандиозных замыслов. И наверняка ему придется пересматривать свои проекты реформ. Итоги немецких выборов не благоприятствуют его проектам европейского перезапуска, так как главная партнерша Макрона выходит из выборов ослабленной. Меркель будет вынуждена договариваться со сложными союзниками по команде, ее руки не будут развязаны для проведения более динамичной европейской политики, менее соблюдающей критерии сближения бюджетов и более открытой к реформированию.
С другой стороны, новый парламент Германии ударит и по карману налогоплательщиков, ведь обновленный расширенный Бундестаг будет стоить налогоплательщикам Германии рекордные 460 млн евро в год. В парламенте Германии никогда еще не было такого количества депутатов, которых избрали по итогам выборов 2017 года. В Бундестаге нового созыва будет 709 депутатов вместо 631. Нынешний парламент оказался больше предыдущего на 78 мандатов из-за того, что при расчете впервые распределялись так называемые компенсирующие мандаты, чтобы состав Бундестага точнее отвечал воле избирателей.
Конечно, экономика Германии от результатов выборов не пострадает, а политический расклад принесет немало проблем. И дело не только в том, что в парламент попали евроскептики от «Альтернативы для Германии». Пугает европейцев то, что во многие парламенты европейских стран прошли правые радикалы. И они везде хотят одного: выгнать иностранцев, перекрыть границы, отменить евро; иногда они также требуют роспуска Европейского союза.
Глобализация нас не коснется - это их основное обещание. Их ряды пополнились на фоне миграционного кризиса. Эти партии уже давно завоевали симпатии не только периферии общества: они «проложили дорогу» в самый его центр. Это почва, на которой в Европе взрастает новый призрак.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать