• вторник, 16 Апреля, 22:49
  • Baku Баку 18°C

Яблоко раздора

01 ноября 2013 | 11:27
Яблоко раздора

НА ЗЛОБУ ДНЯ

Недавно Азербайджан обратился в UNESCO по поводу внесения нашей народной игры човган в Список нематериального культурного наследия этой международной организации. Сразу же после этого в Иране стали раздаваться заявления о том, что Азербайджан, дескать, хочет присвоить древнюю персидскую народную игру. Президент иранской федерации човгана Хамза Ильхам-заде недвусмысленно заявил: «Азербайджан представляет в качестве своего вида спорта в UNESCO древнюю персидскую игру човган, как ранее пытался представить Низами Гянджеви своим поэтом».
Недовольство иранской стороны вызвали также шаги Азербайджана, направленные на популяризацию игры в поло как одной из старинных азербайджанских народных игр. Иранское официальное информационное агентство «Фарс» распространило в качестве маншета информацию о том, что МИД, Министерство культурного наследия и Министерство по делам спорта и молодежи намерены совместными усилиями противодействовать Федерации поло Азербайджана, стремящейся зарегистрировать «древний иранский вид спорта» в качестве своей народной игры. Официальный представитель иранского министерства по делам спорта и молодежи Реза Салихи Амири заявил, что имеется достаточно свидетельств и документов о том, что поло возникло именно в Иране. А секретарь Федерации поло Ирана Ходжатуллах Дехкан выразил обеспокоенность тем, что «если иранское правительство не примет своевременных мер, то их культурное наследие может быть зарегистрировано как достояние другой страны».
Поло или човган?
Хотя всесторонние исследования о човгане отсутствуют, в Интернете имеется много сведений о том, что это старинная азербайджанская конная игра, относящаяся к числу командных.
Човган возник в середине первого тысячелетия нашей эры на Среднем Востоке, распространившись в Азербайджане, Турции, Иране, Ираке, Центральной Азии. Согласно источникам, в XII веке в Багдаде состоялись первые международные соревнования по човгану.
В Азербайджане човган был известен издревле - по крайней мере с VI-VII веков. Так, при раскопках в кургане Оренгала были найдены фрагменты глазурованной посуды с изображениями игры в човган, неопровержимо свидетельствующими о распространении этого вида спорта в Бейлягане уже в IX веке. Човган упоминается в поэме «Хосров и Ширин» Низами Гянджеви, в народном эпосе «Китаби Деде Горгуд».
Еще одно свидетельство того факта, что човган - старинная азербайджанская игра, состоит в распространенности изображений этой игры в азербайджанских миниатюрах, а также наличии описаний правил човгана в письменных источниках.
Отметим, что човган, подобно другим традиционным играм Среднего Востока, стал известен в других регионах главным образом благодаря английским колонизаторам. В XIX веке човган из Индии пришел в Англию, где был адаптирован к местным традициям, и стал распространяться в Европе и Америке под названием «поло». По инициативе Великобритании эта игра была включена в программу II Олимпийских игр 1900 года в Париже, где в турнире по поло участвовали пять команд из трех стран.
В начале сентября этого года Федерация поло Азербайджана провела в Баку первый Кубок мира. Начиная с декабря 2006 года в азербайджанском городе Шеки дважды в год - в мае и декабре - проводятся национальные соревнования по човгану. Как сообщил директор Республиканского центра конного туризма Эльман Гадиров, в этих состязаниях участвует 16 команд: «Соревнования пользуются большим успехом, в них участвуют команды из Шеки, Загаталы, Исмаиллы, Барды, Евлаха, Агджабеди и других регионов Азербайджана». В частности наш собеседник подчеркнул, что европейская игра поло основана на азербайджанском човгане: «У нас устроена и площадка для поло, и в перспективе будут созданы команды по этой игре». По мнению эксперта, несмотря на притязания иранской стороны, човган однозначно не является персидской игрой: «Еще в советские времена човган был известен как азербайджанская народная конная игра».
Комплекс аргументов
Сотрудник Института фольклора Национальной академии наук Азербайджана доктор филологических наук Физули Баят в беседе с нашим корреспондентом подчеркнул, что човган - игра не только азербайджанцев, но и других тюркоязычных народов, распространенная в Центральной Азии: «Човган относится к Ирану, но это не персидская игра. Човган относится к Индии, но это игра не индийцев. Аргумент же о том, что човган упоминается в поэме Низами Гянджеви «Хосров и Ширин», и вовсе несерьезен. В сюжете поэмы Хосров играет в човган. Собственно, этот момент скорее играет на пользу персам. Что же касается миниатюр, то это искусство всего Востока. Существуют другие аргументы, доказывающие азербайджанское происхождение човгана. Эта тема вообще требует широкого подхода, нерациональный патриотизм может принести больше вреда, чем пользы. Речь идет об игре, принадлежащей тюркоязычному населению Центральной Азии вплоть до Алтая. В эту игру играют в Афганистане и даже на Балканах. В османскую эпоху човган был одной из популярнейших игр в Турции», - говорит ученый.
По его мнению, поскольку UNESCO не принимает «абстрактное» понятие «тюркский мир», то инициатива Азербайджана в этом вопросе заслуживает добрых слов: «Другие тюркоязычные страны должны поддержать нас. На поддержку Ирана, естественно, надеяться не стоит. Мы должны дать понять другим тюркоязычным странам, что човган - наша общая игра, и если UNESCO признает его азербайджанской игрой, это на пользу и им тоже. Все дело в технических деталях: UNESCO оперирует названиями конкретных стран или наций, а не языковых групп, и в данном случае Азербайджан просто проявил инициативу, и никаких оснований для каких-то превратных толкований здесь нет. Напротив, инициатива заслуживает одобрения», - уверяет Физули Баят.
Ученый также высказался против ненужного обострения отношения с Ираном: «Нелогично приравнивать древнюю народную игру човган к нынешнему поло. Англичане познакомились с этой игрой на территории древнего Междуречья. Это была игра высшего света, аристократии, и они, позаимствовав эту игру, несколько преобразовали ее. Думаю, в Великобритании сегодня не станут выступать против привязывания этой игры к Азербайджану».
Эксперт выразил сожаление по поводу отсутствия в Азербайджане специализированной литературы по истории човгана: «Есть отдельные статьи, в которых човган упоминается вскользь. На первый взгляд, эти работы в нашу пользу, но в них присутствуют моменты, которые могут быть обращены и против нас».

Суверенное право

Заведующий отделом международных связей Министерства культуры и туризма Азербайджана Васиф Эйваззаде сообщил, что файл о включении народной игры човган в список наследия UNESCO, нуждающегося в срочной защите, был представлен в марте 2012 года: «Есть конвенция UNESCO о нематериальном культурном наследии, и при представлении туда кандидатского файла не столь важно, какому народу данная ценность принадлежит. Подав в UNESCO представление о човгане, Азербайджан придерживался всех норм международного права, в том числе конвенции об охране нематериального культурного наследия. Согласно конвенции, любая страна вправе подать в соответствующие списки UNESCO образцы традиций, игр, музыки, распространенных на ее признанной международным правом территории. Таких списков несколько, и среди них репрезентативный список организации, куда мы обычно подаем образцы мугама, ашыгской музыки, ковров и др. Это значит, что указанные элементы наследия в нашей стране нуждаются в охране и приумножении».
В.Эйваззаде подчеркнул, что представление Азербайджаном той или иной игры в список ценностей, нуждающихся в срочной охране, никак не затрагивает прав других стран: «Естественно, та или иная игра может быть распространена в нескольких странах, и каждая из них может представить эту игру в Список UNESCO… Эта игра у нас есть, и мы ее представляем, не нарушая тем самым ничьих суверенных прав. Мы не возражаем, если кто-то имеет какое-то свое мнение об этой игре, а лишь используем свое суверенное право».
В связи с вышесказанным стоит напомнить, что в прошлом году Иранский дом музыки выразил протест против регистрации в UNESCO музыкального инструмента тара как азербайджанского культурного наследия, потребовав регистрации этого инструмента как иранского и азербайджанского наследия. «Это международная проблема, и без фундаментальных исследований обсуждать ее не следует», - заявил тогда Мохаммед Сарир, директор Иранского дома музыки, предложив создать экспертную группу для всестороннего изучения вопроса.
С тех пор проблема ждет своего решения.
Тарана Магеррамова
banner

Советуем почитать