• вторник, 19 Марта, 10:49
  • Baku Баку 8°C

Советник президента России: «Усилия семьи Ильхама Алиева в области культуры и образования могут служить примером для руководителей многих государств»

19 сентября 2017 | 17:03
Советник президента России: «Усилия семьи Ильхама Алиева в области культуры и образования могут служить примером для руководителей многих государств»
Праправнук великого русского писателя, философа Льва Николаевича Толстого, советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте РФ по русскому языку Владимир Толстой в интервью «Москва-Баку» рассказал о связях своего великого родственника с Азербайджаном, о его отношении к исламу, а также поделился своими собственными ощущения Кавказа.
– Владимир Ильич, Азербайджан стал источником вдохновения для многих русских писателей и поэтов. В Азербайджане бывали М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Максим Горький. Как вы знаете, в Баку, Шеки есть улицы, названные в честь вашего прапрадеда Льва Николаевича Толстого. И хотя сам Толстой не был в Азербайджане, его философия вызывала огромный интерес в этой стране, представители азербайджанской интеллигенции не раз посещали Толстого в Ясной поляне, траурные мероприятия в связи с кончиной писателя проходили в Баку и других городах Азербайджана. Уже при жизни Толстого на азербайджанский язык было переведено 110 его статей и рассказов…
– Действительно, как вы верно отметили, Азербайджан своей внешней и внутренней (духовной) красотой вдохновлял многих русских поэтов и писателей. Сергей Есенин провел там счастливое короткое время, которое запечатлено в его поэзии. Говорю я об этом еще и потому, что в период посещения Сергеем Александровичем Азербайджана поэт был женат на внучке Льва Николаевича Толстого Софье Андреевне Толстой-Есениной. В их воспоминаниях эта поездка была удивительно приятной. Старый Баку, прекрасная природа и самое главное - народ Азербайджана, произвели на Есенина и его супругу неизгладимое впечатление. Сергей Александрович с Софьей Андреевной довольно много успели попутешествовать по Азербайджану.
Когда сам я бывал в Баку, почувствовал особое отношение в Азербайджане к творческому наследию Льва Николаевича Толстого. Очень приятно, что бакинская улица названа его именем. Отрадно и то, что практически во всех научных конференциях, как в Ясной Поляне, так и в Москве, посвященной творчеству Льва Николаевича, участвуют представители Азербайджана, которые считаются одними из наиболее авторитетных среди исследователей творчества Толстого. Так что эта связь между нашими странами, благодаря Льву Николаевичу в том числе, тесная, крепкая, вечная.
– Известно, что Лев Николаевич Толстой в одной из своих переписок (а именно в переписке с супругой подполковника русской армии, топографа Ибрагим ага Векилова – Ред.) высказывался об исламе (тогда - магометанстве…). Он, в частности, писал, что магометанство ставит выше церковного православия. Многие вырывают эту фразу из контекста, не вдаваясь в подробности, по незнанию или из нежелания, не опираясь в своих суждениях на отношения Толстого с официальной церковью. Отсюда появились слухи, что Толстой в один из периодов своей жизни принял ислам. Проясните для нас отношение Льва Николаевича к исламу.
– Позволю себе привести отрывок из письма Льва Николаевича полностью, он говорит сам за себя: «Что касается до самого предпочтения магометанства православию и, в особенности по тем благородным мотивам, которые выставляют Ваши сыновья, я могу только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать для меня, ставящего выше всего христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для меня не может быть никакого сомнения и в том, что магометанство по своим внешним формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, для всякого разумного человек не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет магометанство с признаками одного догмата, единого Бога и Его пророка, вместо того сложного и непонятного богословия - Троицы, искупления, таинств, Богородицы, святых и их изображений и сложных богослужений».
В этом отрывке все сразу же и разъяснено. Многим известно отношение Льва Николаевича к официальной церкви. Лев Николаевич никогда не принимал ислам. Он глубоко изучал, интересовался всеми основными религиями, глубоко погружался в суть каждого верования. И к исламу бесспорно относился с глубоким интересом и уважением. Я не могу сказать о его особом отношении к исламу по сравнению с другими религиями, он очень серьезно относился к праву человека выбирать свои отношения с Богом. Ислам в этом смысле дал ему большую почву для размышлений. А эта знаменитая фраза… многие действительно вырывают ее из контекста.
– Несколько лет назад вы присутствовали на выставке современного искусства Азербайджана в Москве под названием Fly to Baku. Что можете сказать о современном уровне развития культуры и искусства в Азербайджане и об отношении государства?
– Не могу не оценить особое внимание к культуре, к светскому образованию в Азербайджане, к усилиям семьи президента Азербайджана в этих областях. Первая леди Азербайджана Мехрибан Алиева во многом патронирует университетское образование. Дочь Ильхама и Мехрибан Алиевых – Лейла Алиева - активно участвует в художественной жизни, причем не только в Азербайджане, но и в других странах, в России в частности.
Такие усилия семьи президента Азербайджана в области культуры и образования оцениваю очень высоко и считаю, что они могут служить примером для руководителей многих государств. Ведь отношение к культуре и образованию во многом показывает уровень развития государства, уровень развития нации.
– Владимир Ильич, на сегодняшний день как-то взаимодействуете по линии культуры с Азербайджаном?
– У меня дружеские отношения со многими азербайджанскими деятелями культуры - Поладом Бюльбюльоглы и другими представителями азербайджанской интеллигенции. Конечно, мы взаимодействуем еще со времен моего руководства музеем-усадьбой «Ясная Поляна». И несмотря на то, что я оставил эту должность несколько лет назад, связь с азербайджанскими коллегами сохраняем.
– Многие деятели культуры Азербайджана, России говорят о том, что двум странам стоило бы больше взаимодействовать – открывать филиалы разных учреждений культуры. Например, об этом говорит известный пианист и ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Бадалбейли, а вот писатель Александр Проханов планирует открыть в Баку филиал Изборского клуба…
– Абсолютно убежден, что культурные связи стран – это то, что выше политики, это то, что объединяет нации, народы, государства. Я всегда стоял и стою за максимальное расширение культурных связей – культурных обменов, выставок, концертов, гастролей, то есть, любой формы взаимодействия на основе культуры. Тем более что в общем историческом багаже России и Азербайджана сильнейшие культурные связи.
– На протяжении многих лет в азербайджанской столице проходит Бакинский международный гуманитарный форум, Всемирный форум по межкультурному диалогу, Азербайджан сегодня позиционирует себя как мультикультурная страна и помогает сохранению наследия человечества…
– Прекрасно знаю, что при подготовке празднования 2000-летия Дербента со стороны Азербайджана оказывалась большая помощь. Это замечательная позиция Азербайджана – помогать сохранению не только своего культурного наследия, но других стран, народов. При этом у Азербайджана есть не только альтруистический интерес – он не забывает пропагандировать свое культурное наследие. Сегодня азербайджанская культура все громче заявляет о себе. Это, безусловно, достойно уважения.
– Кавказ отразился на жизни, на творчестве Льва Николаевича Толстого. Сыграл ли Кавказ какую-то роль в вашей жизни?
– Мне приходилось бывать на Кавказе, что называется, по следам Льва Николаевича – в местах, которые он посещал. Конечно, мне понятно его особое отношение к Кавказу. Но чтобы проникнуться таким отношением, которое было у Льва Николаевича, в этих местах нужно не просто пробыть несколько дней, а пожить, побыть с людьми, прочувствовать их быт, всю эту атмосферу. У Толстого была возможность на протяжении практически трех лет жить на Кавказе, общаться с местными. У Льва Николаевича сложилось к Кавказу отношение человека, который не чувствовал себя чужим этим краям.
– Как на ваш взгляд, с чем связано то, что русская интеллигенция так вдохновлялась Кавказом. Понятно, что во многом такое отношение опиралось на исторические события. Как вы считаете, возможно ли возрождение такого особого отношения к Кавказу в будущем или настало другое время, другие нравы, другие интересы и это уже невозможно?
– Здесь дело и в красоте природы кавказского края, и в особой гордости и независимости кавказских народов, особой красоте этих людей. Конечно, важно понимать исторический контекст (порой имеющий драматическую окраску), в котором жил и развивался Кавказ на протяжении разных периодов. И эта особая жизнь Кавказа сформировала богатую плодотворную почву для одухотворенного отношения писателей к нему, для их произведений о нем – восторженных и в то же время суровых.
Конечно, время поменялось. Но Кавказ, особенно его сельские, горные территории, сохраняют свою самобытность, многовековые устои, в которых сосредоточен особенный дух, который пленял великих русских литераторов.
banner

Советуем почитать