• четверг, 18 Апреля, 23:37
  • Baku Баку 21°C

Предотвращая опасность

15 сентября 2017 | 12:53
Предотвращая опасность

РЕГИОН
Турецкие войска стягиваются в провинцию Килис на юге страны из-за угрозы террористических организаций. Боевые подразделения находятся в состоянии повышенной готовности в связи с ожидаемой угрозой. Недавно Анкара заявила, что имеет право на любые действия, чтобы обеспечить безопасность своих граждан. Президент Реджеп Тайип Эрдоган намерен направить в Сирию еще больше войск для операций по зачистке боевиков из так называемого «Исламского государства» (ИГ).
Причина на поверхности
Активизация турецких войск произошла на фоне сообщений о том, что сирийские террористы массово бегут в братскую страну, чтобы оттуда вернуться в свои государства, где им вовсе не рады. Так, одна из вооруженных групп заняла одну из деревень на юге страны.
По словам местных источников, теперь, после того, как они пересекли границу, десятки террористов разместились в нескольких городах и деревнях, располагающихся в окрестностях, - передает арабское агентство AMN. Те же источники рассказали журналистам, что саудовские боевики-исламисты прибыли в маленькую деревню на юге Турции, причем каждый из них якобы заплатил проводникам за безопасное пересечение границы по $2 тыс. В течение этого года при попытке пересечь границу с Турцией турецкие пограничники застрелили, по меньшей мере, с десяток террористов.
Массовый побег происходит в то время, как Сирийская арабская армия, ВКС России и союзные им войска одерживают все больше побед в Центральной и Восточной Сирии, а «игиловцы» теряют все больше своих ранее захваченных территорий.
Доминирующая позиция
Достигнутые в Астане договоренности Москвы, Анкары и Тегерана о создании в Сирии «зон деэскалации» в очередной раз подтвердили определяющее влияние Турции на военный конфликт в Сирии, в который вынужденно оказалась втянута и Россия. Со второй половины 2011 года, когда внутрисирийский конфликт начал разрастаться в полномасштабную гражданскую войну, Эрдоган занял предельно жесткую позицию против властей этой страны и лично сирийского президента Башара Асада, требуя смены режима в стране.
На южной территории были открыто сформированы структуры политического и военного руководства оппозиционной «Свободной сирийской армии» (ССА), развернуты ее тыловые структуры. И это было неспроста - Турция, в которую хлынули потоки сирийских беженцев, начала настаивать на создании для них в приграничных районах зоны безопасности, а также бесполетной зоны для правительственной авиации на севере страны в целях фактического установления там своего военного протектората.
В условиях развертывания Россией в Сирии военной группировки, включавшей боевую авиацию и системы ПВО, любая турецкая операция могла привести к дальнейшей эскалации конфронтации с северянами, а поддержка Кремлем курдов - затруднить операцию. Потому к вопросу зачисток Анкара сумела вернуться лишь после урегулирования отношений с Россией (вспомним сбитый СУ-24 с демаршем и его последствиями). Этому не помешала даже случившаяся 15 июля 2016 года в Турции попытка военного переворота.
Одновременно команда Эрдогана провела успешные переговоры с Ираном, который также дал молчаливое согласие на ограниченную в территориальном отношении операцию Турции в Сирии против ИГ и курдов, которые являются проблемой и для Тегерана. Такая военная акция была поддержана также Вашингтоном и Эр-Риядом, которые давно ждали от Турции более активного противодействия ИГ. Таким образом в итоге удалось согласовать военную операцию со всеми основными игроками в регионе.
Вторжение на сопредельную территорию турецкое руководство оправдало реализацией права на самооборону, предоставленного статьей 51 Устава ООН. Целью операции, начавшейся 24 августа 2016 года, была официально заявлена «борьба с террористическими группировками ИГ и Курдской рабочей партией». Турция давно страдала от терактов и диверсий исламистов и курдов, а ее приграничный город Килис (4 км от сирийской границы) регулярно подвергался ракетным обстрелам с территории, занятой боевиками – только в прошлом году в нем погибло более 20 мирных жителей. Но мало у кого вызывало сомнения, что главной целью военной операции было создание надежного буфера между обширными курдскими территориями на восточном берегу Евфрата и их афринским анклавом, недопущение формирования единой курдской автономии на севере Сирии.
Сирийские власти тогда ограничились словесными обвинениями Анкары в агрессии, но никаких действий по предотвращению операции предпринимать не стали, да и не имели такой возможности повлиять на ситуацию в этом давно неконтролируемом ими регионе.
Гошгар АЛИЕВ
banner

Советуем почитать