• пятница, 29 Марта, 19:37
  • Baku Баку 14°C

Непраздный визит

15 сентября 2017 | 10:59
Непраздный визит

ГЕОСТРАТЕГИЯ
Трехдневный визит секретаря Ватикана по отношению с государствами архиепископа Пола Галлахера в Иран неудивителен, хоть и прошел незамечено для аналитиков. Официальный посыл таков, что новый виток позитива направлен на укрепление двусторонних отношений и взаимного сотрудничества на международном уровне.
Другого не дано, поскольку исторически католики и шииты поддерживали друг друга (враг моего врага – мой друг), да и сейчас именно «правильные» христиане США костьми готовы лечь ради выгодной, в отличие от салафитской и прочей суннитской, муллократии. И то, что администрация Барака Обамы подписала ядерную сделку с Тегераном, тоже заслуга высокопоставленной заокеанской паствы Святого престола не без участия армянского лобби.
Многовековая череда любезностей
Кстати, это десятый раунд переговоров за последние годы, пиком которых является поездка в Ватикан в конце января прошлого года президента южан Хасана Роухани, где состоялась его аудиенция у папы римского Франциска. Впрочем, начиная со времен исламской революции он не первый глава государства, лицезревший Его Святейшество – например, Мухаммед Хатами разговаривал с папой Иоанном-Павлом II в 1999 году, он же, но уже в частном порядке, в 2007 году встречался с Бенедиктом XVI. А 12 февраля 2015 года, можно сказать, произошла революция - папа Франциск общался с персидской женщиной, вице-президентом Ирана Шахиндохт Молаверди, ответственной в правительстве за женщин и детей, а также за международное представительство.
Как было отмечено выше, двусторонним официальным контактам, почитай, полтысячи лет, еще с той поры, когда одна сторона была известна, как Персия с Сефевидами во главе, а вторая - как Римская курия. Сегодня в ватиканских музеях хранится несметное множество документальных доказательств старинной дружбы против Османской империи (ну а с кем еще тюрки могли воевать самозабвенно, кроме, как с братьями по крови…). Дружба эта доходила даже до заключения соглашения о трехсторонних совместных действиях (включая Московское царство) против Стамбула. Это лишь небольшая толика примеров близости католиков и шиитов, придерживающихся принципов иерократии, или клерикальной вертикали.
Кстати, после исламской революции 1979 года и у тех, и у других во главе государства стоят духовные лидеры. И те, и другие преданны священной семье и двенадцати апостолам (имамам), впрочем, их духовному сходству можно посвятить книжные тома. И когда ветеран католическо-исламского диалога бенедиктинец Марк Серна говорит, что «в отличие от мусульман суннитской ветви шииты являются естественными партнерами по диалогу с католиками», за этим стоят давние традиции, опыт и практика, которые и приоритетны для Ватикана, не признающего принцип сиюминутной сделки.
Эти нюансы следует учитывать всегда при анализе политики Святого престола также в отношении Ирака, Ливана, Сирии, Йемена, Афганистана и даже, частично, Азербайджана.
Горизонты гораздо шире
Знаете, почему США без толку «бодаются» с Ираном? Потому что им нужно сотрудничество, поскольку стратегические смыслы этой страны для Запада в целом, а это в огромной степени католики, гораздо шире, чем просто ядерная проблема. На кону не просто «разборки» с правительством южан с его теократией и авторитаризмом. Надо учитывать, что нынешняя муллократия – новая реальность, новая политическая культура, в интернете есть 90 тыс. одних только блогов, прославляющих шиизм, - каждый священнослужитель, каждый аятолла и даже Ахмадинежад имеет персональную страничку. Нравится вам это или нет, они могут дестабилизировать будущее Ближнего Востока.
Кстати, на втором этапе двухходовки «Иран под санкциями - Иран выводят из-под санкций» к операции активно подключился Святой престол, который по церковной линии контактировал с религиозной фракцией иранской власти и был посредником между Тегераном и Вашингтоном. О роли католиков во всем этом, пожалуй, явно говорит тот факт, что Роухани, как мы отметили, свой первый международный визит после снятия санкций совершил именно к папе. Понятно, что там были обсуждены и нагорно-карабахский конфликт, и преференции для страны-агрессора, хотя власть южан постоянно по-иезуитски твердит о братстве с официальным Баку и с народом Азербайджана.
Гибкость или мимикрия?
Удивительное создание - современный Иран. От восприятия Советского Союза как «сатаны» перейти к конструктивному партнерству с Россией, а в ситуации по Сирии войти с Москвой и даже с Анкарой (!) в военно-политический альянс… Попасть под международные санкции, инициированные американцами, выстоять и добиться подписания соглашения с ведущими мировыми державами об отмене запрещений, но снова вступить в клинч с новой администрацией Дональда Трампа… После восьмилетней войны с Ираком, правда, уже после свержения Саддама Хусейна наладить диалог с Багдадом и даже взять под определенный свой контроль его политику... Танцевать «танго смерти» с Израилем, расходиться и сходиться с Саудовской Аравией по вопросу организации хаджа в Мекку, которая является одинаково мусульманской святыней для шиитов и суннитов…
Изворотливости исламских иезуитов можно просто позавидовать, особенно на фоне упертости, с которой они продвигают тихой сапой затею об экспорте идей «зеленой» революции. Но при этом Тегеран и Святой престол неизменно находили точки сближения, строили мосты, а не стены, причем не только как государства, но и как две столицы, определяющие религиозные умонастроения.
Вот и сейчас в ходе визита Пола Галлахера была продемонстрирована двойная природа диалога между Ираном и Ватиканом. Во время встречи монсеньора с главой МИД южан обсуждался даже кризис на Корейском полуострове и угроза ядерной войны. Как подчеркнул Зариф, мир забыл об опасности использования ядерного оружия. Ватикан разделяет с Ираном схожие взгляды по различным вопросам, включая мир и безопасность на Ближнем Востоке, акцент на семью, как на старейший социальный институт, противодействие религиозному и этническому экстремизму.
Министр культуры обратил внимание на мирное сосуществование между мусульманами и христианскими общинами в Иране, добавив, что «в Тегеране насчитывается около 40 церквей, есть христианские культурные ассоциации, а также различные средства массовой информации, которые позволяют иранским христианам вести свою религиозную и социальную деятельность… Все общины, принадлежащие к богооткровенным религиям, пользуются равными правами».
Вместе с тем в Иране некоторые наблюдатели отмечают интересную тенденцию. Группа иранских евангелистов, работающих из Великобритании, Elam Ministries приводит такие данные: «В 1979 году в Иране было известно о менее чем 500 христианах мусульманского происхождения. Сегодня самая консервативная оценка заключается в том, что в стране их насчитывается не менее 360 тыс. человек». Вопрос в том, как отреагируют на него в Ватикане и Тегеране, и не станет ли такая «христианизация» Ирана предметом преткновения между двумя давними партнерами. Скорее всего, религиозная диффузия неизбежна, так как на Западе тоже немало тех же американцев и европейцев принимает ислам, становится буддистами, мнимой выгоды ради объявляет себя последователями иудаизма. В остальном же традиции неизменны – Тегеран и Ватикан братья навек…
Ариф АЛЕКПЕРОВ
banner

Советуем почитать