• вторник, 23 Апреля, 19:35
  • Baku Баку 20°C

Зона противостояния

08 сентября 2017 | 12:51
Зона противостояния

РЕГИОН
Итак, «хозяин сказал - хозяин сделал». Как и обещал во время предвыборной кампании глава Белого дома, американцы дислоцировали в Афганистане дополнительный контингент своих военнослужащих в составе примерно 3,5 тыс. человек. В результате в «сердце Азии» в настоящее время размещается около 14,5 тыс. солдат заокеанской державы.
И хотя официального подтверждения такой информации от Пентагона пока не поступало, ясно, что речь идет о реализации первого пункта новой стратегии нормализации обстановки в Афганистане, которую огласил президент США Дональд Трамп, выступая на базе Форт-Майер в Арлингтоне (штат Вирджиния) со специальным обращением «к армии и американскому народу» 21 августа.
Новая стратегия на старый лад
Новый управляющий богатейшей страны мира и впрямь мыслит как предприниматель, ставя даже стратегию в зависимость от обстоятельств, с учетом форс-мажоров и прочих возможных препятствий. И его новая стратегия в отношении стран Памира и Гиндукуша не является в этом смысле исключением - в ней политик-бизнесмен обозначил радикальные изменения в подходе США к Афганистану, содержит шесть ключевых пунктов. Ее вторым пунктом, который кардинально отличает стратегию Трампа от стратегии предыдущей администрации Белого дома, является то, что отныне действия США в регионе будут зависеть от обстоятельств, а не от временных ограничений.
И едва ли не самый важный пункт новой стратегии - расширение полномочий американского контингента, и в первую очередь относительно антитеррористической деятельности в регионе. Другим важным моментом является отказ от использования военной силы для установления демократии на отдаленных территориях или попыток перестроить другие страны на свой лад. Новая стратегия также предусматривает акцент на региональное сотрудничество.
Примечательно, что в своей арлингтонской речи Трамп обратился к двум ключевым региональным державам - Индии и Пакистану - с призывом к активизации сотрудничества по Афганистану. При этом, как ни странно, давление на Пакистан стало ключевым пунктом новой стратегии по Афганистану - Трамп предупредил Исламабад о недопустимости предоставления укрытия террористам на своей территории. Однако, судя по всему, руководство Пакистана не намерено предпринимать каких-либо усилий в области борьбы с терроризмом, что проявилось прежде всего на дипломатическом уровне.
В разговоре с агентством Bloomberg премьер-министр Шахид Хаккан Аббаси раскритиковал новый американский план по достижению стабильности в соседней стране. Он заявил, что урегулирование афганского конфликта невозможно без политического урегулирования и дал понять, что его Кабинет министров не допустит переноса войны на свою территорию.
«С первого дня мы четко даем понять, что военная стратегия в Афганистане не сработала, и нынешняя тоже не сработает – должно быть только политическое урегулирование. Мы никому не намерены разрешать переносить афганский конфликт на пакистанскую землю. Все, что должно происходить в Афганистане, пусть происходит в Афганистане», - подчеркнул он. Премьер также отверг обвинения, согласно которым, Исламабад укрывает боевиков и тем самым способствует разрастанию вооруженного конфликта в соседней стране. «Пакистан не пристанище для террористов», - заявил Аббаси.
На старые грабли
Как считает экспертная группа газеты «Каспiй», стратегия Трампа по поводу давления на Пакистан по большому счету не отличается от того, что говорил Обама. Разумеется, это вызывает раздражение в Исламабаде. В связи с этим официальный Карачи уже готовит для себя солидное пространство для политического маневра, которое ему помогают обеспечить такие страны, как Китай и Россия. И в этом смысле он не первопроходец, так как Турция гораздо раньше дала понять США, что не намерена терпеть политическое хамство и может в любой момент стать стратегическим союзником РФ, тем более, что последняя не рядится в тогу «старшего брата».
К тому же в Пакистане прекрасно понимают, как тяжело обстоят дела в трамповской администрации, и, вероятно, продолжат демонстрировать свое неприятие американской стратегии. Еще один, последний аспект новой американской стратегии по Афганистану озвучил уже не президент, а госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Речь идет о готовности Вашингтона поддержать переговоры о мире между афганским правительством и движением «Талибан» без каких-либо предварительных условий. Впрочем, подобные заявления делала и администрация Барака Обамы, однако за это время власть «Талибана» в Афганистане лишь укрепилась. Если осенью 2015-го талибы удерживали под контролем 28% территории страны, то к ноябрю 2016 года этот показатель возрос до 43%.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать