• пятница, 19 Апреля, 05:44

Норвежским ученым удалось заставить клетки кожи диабетиков вырабатывать инсулин

07 августа 2017 | 18:40
Норвежским ученым удалось заставить клетки кожи диабетиков вырабатывать инсулин

Исследователи из норвежского Бергена создали ранний прототип биологических имплантов для больных диабетом. Ученым удалось заставить клетки кожи диабетиков производить необходимый им инсулин.
В будущем имплантирование капсул с такими клетками под кожу может стать основным методом осуществления инсулинотерапии. Предполагается, что подобный имплант, полностью генетически совместимый с организмом реципиента, сможет как отслеживать уровень сахара в его крови, так и самостоятельно производить необходимое в конкретном случае количество гормона, не нуждаясь в перезарядке, как применяемые сегодня автоматические инсулиновые помпы.
«Это еще один шаг на пути к так называемой медицине запасных частей. Однако на этом направлении исследований все еще может пойти не так, и для того, чтобы у нас появилось надежное средство для полного излечения диабета, удачно совпасть должно много факторов», - заявил норвежскому интернет-порталу forskning.noпрофессор Бергенского университета Хельге Рэдер, руководивший исследованием.
Как поясняет ученый, за без малого век, прошедший с открытия инсулина в 1922 году, новой революции в лечении диабета так и не произошло. Больным по-прежнему тем или иным способом вводится гормон, а сами диабетики вынуждены отслеживать уровень глюкозы в крови по несколько раз в день. Хотя некоторым из них уже сегодня пересаживают производящие инсулин донорские клетки, это не самая простая и эффективная процедура. Во-первых, в мире не хватает доноров, поскольку по данным Всемирной организации здравоохранения, только диабетом 1 типа больны более 420 млн человек, и эта цифра стремительно растет. Во-вторых, донорские клетки далеко не всегда приживаются.
Именно поэтому сейчас ученые в Норвегии, США и ряде других стран стараются вырастить клетки, производящие инсулин, из генетического материала самих пациентов, которым этот гормон необходим. Обнаружив родную, а не чужеродную ДНК, иммунная система не должна будет атаковать имплант. Работая с клетками кожи, норвежцы использовали методику программирования стволовых клеток, которую разработал японский ученый Синъя Яманака, получивший за это в 2012 году Нобелевскую премию.
«Стать первыми - для нас не первостепенная цель, однако когда новый метод терапии будет разработан, мы хотим сделать все возможное для того, чтобы сделать его максимально безопасным», - добавляет Рэдер.
Статья, посвященная исследованию, опубликована в электронном научном журнале Scientific Reports.
ИТАР-ТАСС