• четверг, 18 Апреля, 11:12
  • Baku Баку 12°C

Турция прикрыла Катар

05 августа 2017 | 10:09
Турция прикрыла Катар

Анкара и Доха приступили к проведению в эмирате совместных военных плановых учений. Масштаб их, правда, невелик: задействовано всего 250 турецких военных, 30 бронированных боевых машин и, наконец, военно-морские суда, в том числе фрегат TCG Gokova, который недавно прибыл в Катар. Однако политическое значение учений, проходящих на фоне жестких дипломатических баталий со странами Залива, трудно переоценить.
Тем более что учения больше похожи на совместную подготовку к предотвращению внешнего вторжения, а не на борьбу с экстремистскими силами, такими как «Исламское государство» (ИГ).
Один к одному
Примечательно, что Великое национальное собрание братской страны уже спустя два дня после арабского конфликта, когда ряд арабских стран (Бахрейн, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Египет, Йемен, Ливия и даже Мальдивы) объявил о разрыве дипломатических отношений с Катаром, приняло закон о ратификации соглашения насчет размещения на территории эмирата турецких военнослужащих. Понятное дело, это вызвало нервную реакцию прежде всего Эр-Рияда, однако Анкара, фактически открыто занявшая одностороннюю позицию, даже и не думает покидать эмират.
Таким образом, команда Реджепа Тайипа Эрдогана окончательно определилась, с кем она будет в случае открытого противостояния. Этот выбор нельзя не признать закономерным, так как Анкара и Доха не только идеологически близки, поскольку разделяют взгляды движения «Аль-Ихван аль-муслимун» («Братья мусульмане»), но и являются стратегическими партнерами. Сотрудничество двух стран началось еще при шейхе Хамаде бин Халифе аль Тани (отец нынешнего эмираТамима бин Хамада Аль Тани). Помимо тесных экономических связей эти страны объединяет и близость позиций по Сирии и соперничество с Саудовской Аравией. Результатом этого союза и стало создание турецкой военной базы на катарской территории в 2014 году.
У негатива нет перспективы
Неудивительно, что с самого начала Анкара крайне негативно восприняла разрыв дипломатических отношений между эмиратом и его арабскими соседями. В Стамбуле даже прошла санкционированная, вполне организованная демонстрация в поддержку союзников, а президент Эрдоган подверг критике демарш Саудовской Аравии и ее союзников, предложив свои услуги в качестве посредника на переговорах с Катаром.
Согласно соглашению о размещении на территории Катара турецких военнослужащих, там может быть развернут достаточно крупный воинский контингент. Хотя ранее были проблемы - строительство базы было по инициативе Вашингтона заморожено, там находилось от силы несколько десятков турецких солдат. Причина в том, что турок позвали в Катар, когда отношения эмирата и Саудовской Аравии обострились и вылились, как известно, даже в отзыв послов ряда стран из Дохи. Однако позднее кризис был успешно разрешен и необходимость в помощи Эрдогана отпала. Теперь она возникла вновь, но уже в куда больших масштабах - то есть даже формально для обучения местных жандармов здесь может разместиться крупный воинский контингент. Власти эмирата называют цифру в 8 тыс. человек (почти сколько же составляет численность всех сухопутных сил Катара). И это очень важный показатель, поскольку уместно вспомнить, что у тех же американцев здесь около 11 тыс. военнослужащих.
Так что Турция не просто фактически остудила горячие головы в том же Эр-Рияде, но и продемонстрировала, что полной дипломатической изоляции богатейшего эмирата не получится. Значит, придется договариваться. Кстати, это одновременно и послание Вашингтону, чья позиция по Катару двойственна. То президент Дональд Трамп заявляет о поддержке позиции Саудовской Аравии, то госсекретарь Рекс Тиллерсон отправляется мирить эмират с соседями, то еще что-то.
Действия же Турции объективно подталкивают к урегулированию конфликта, а не к ее эскалации. Тот факт, что в катарском кризисе появился новый участник в лице официальной Анкары, говорит о том, что альтернативой урегулированию может стать война. Теперь американцам надо приложить максимум усилий, чтобы помирить своих ближневосточных союзников.
Кризис вокруг Катара, который организовали Саудовская Аравия и ее союзники, подобно лакмусовой бумаге, показал, насколько сложна и запутана ситуация на всем Ближнем Востоке. Реальность похоронила проект Дональда Трампа о создании ближневосточного НАТО, имеющего антииранскую и антитеррористическую направленность. Слишком разнятся интересы стран региона, слишком много исторически сложившихся противоречий. И чтобы проводить здесь свою политику, необходимо их учитывать.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать