• пятница, 29 Марта, 01:25
  • Baku Баку 7°C

До потепления далеко

13 июля 2017 | 10:41
До потепления далеко

ПОЛИТИКА
Встречи лидеров двадцати самых развитых стран мира уже давно перестали быть чем-то необыкновенным. Но в этот раз внимание мировой общественности было приковано к саммиту в Гамбурге в связи с предстоящей встречей тет-а-тет президентов США и России.
Своей оценкой встречи и перспективах американской политики на постсоветском пространстве в интервью газете «Каспiй» рассказал российский политолог, заместитель заведующего кафедрой постсоветского зарубежья РГГУ Александр Гущин.
- Моя оценка встречи очень сдержанная. Конечно, сам факт встречи, что называется, личный контакт тет-а-тет в психологическом, а не только в политическом плане очень важен. Встреча президентов России и США в Гамбурге, несмотря на ее продолжительность, подтвердила готовность лидеров вести откровенный эмоциональный разговор, и, возможно, определенные психологические совпадения. Пожалуй, встреча скорее дала отрицательный ответ на вопрос о том, сможет ли она стать началом процесса потепления отношений двух великих держав. На мой взгляд, это просто своеобразная проба сил, нащупывание возможностей для диалога на высшем уровне. О каком-то осязаемом практическом результате говорить пока не приходится.
С одной стороны, Россия не готова отказаться от своей особой роли на постсоветском пространстве, продолжает позиционировать себя как важный региональный игрок в Сирии. США же четко дают понять, что нацелены на ослабление Ирана на Востоке, будут дальше работать над развитием ПРО, увеличат поставки газа в Европу, продолжат рост военных расходов, что Трамп обещал еще в ходе предвыборной кампании. При этом в Вашингтоне все сильнее становится группа неоконсерваторов. Так что ни о каком быстром прогрессе тут говорить невозможно.
- Стоит ли в ближайшее время ждать каких-то подвижек в вопросе урегулирования украинского кризиса?
- Ситуация вокруг Украины в целом за последние месяцы отличалась относительной статичностью, но саммит двадцатки, визиты госсекретаря Тиллерсона и генерального секретаря НАТО Столтенберга в Киев вновь привлекли внимание к украинскому треку. Несмотря на скандалы, связанные с поведением украинских чиновников по отношению к Трампу в период предвыборной кампании, пока американская администрация в целом сохраняет общую преемственность курса. Но это не означает, что старые обиды полностью забыты. Политическая необходимость диктует необходимость аккуратного подхода к Украине со стороны США.
Кроме того, президент США находится в сложном внутриполитическом положении и любые шаги на украинском направлении, связанные с резким изменением роли Киева в политике Вашингтона, будут восприняты как уступка Москве. Это вызовет негативную реакцию политической элиты, как республиканской, так и демократической ее частей. Украинская проблематика, хотя и потеряла свое приоритетное значение, но остается важной для США, прежде всего, в контексте отношений Вашингтона и Москвы.
В сложившихся условиях Украина, прекрасно осознающая, что она является важным элементом американской политики только в контексте России, скорее всего, найдет поддержку у американских неоконсерваторов. А судя по всему, в этом лагере никто ни о какой сдаче Киева как геополитического актива или его обмена в ходе договоренностей речи вести не собирается.
Более того, назначение спецпредставителем по урегулированию на Донбассе Волкера свидетельствует о том, что в американской администрации впервые появляется пост специально ответственного не просто за Украину, но за урегулирование на Донбассе. Это говорит как о возможном усилении влияния США на нормандский формат, так и о вероятном в скором будущем более детальном диалоге Волкера с Москвой и попытки выработки нового алгоритма решения конфликта на Донбассе.
Тем не менее кардинального изменения позиций США ждать вряд ли стоит. Вашингтон не откажется от Украины как фронтира. Сложившаяся ситуация действительно диктует необходимость появления новых планов замирения сторон и политического решения конфликта. Однако проблема в том, что по большому счету все эти планы в той или иной степени будут основываться на всеми любимом, но никак не реализующемся Минском соглашении. Тем более имея в виду новые масштабные планы США по использованию потенциала Центральной Европы как двойного противовеса старой Европе и России и готовность многих стран региона, прежде всего Польши, стать таким противовесом.
- Насколько Трамп заинтересован в расширении евро-атлантических структур далее на восток за счет постсоветских республик?
- Не думаю, что будет стоять вопрос о вступлении в НАТО в жестком институциональном плане. Вероятнее всего, особенно в случае с Украиной, будут реализовываться другие формы сотрудничества. Как бы много ни говорили о важности НАТО для стран постсоветского пространства, в самих этих странах, особенно в Украине, процесс вступления это не ускорит. Да, можно проводить референдум, как в Грузии, но есть объективная неготовность к вступлению по таким параметрам, как технические, институциональные, логистические.
Наряду с этим имеются и политические моменты - это и необходимость реформирования самого НАТО, о чем говорил сам Трамп, и наличие конфликтов на территории стран, которые намереваются вступить в НАТО, наконец, это и жесткая позиция России против вступления. Другой вопрос - а даст ли членство в НАТО безопасность, к примеру, той же Украине? Ответ вовсе не такой однозначно утвердительный, как может кому-то казаться на первый взгляд, имея в виду готовность или неготовность стран - членов НАТО к активной защите новых постсоветских членов и возможные ответные меры России, в случае возникновения военного конфликта. В целом сейчас вопрос о скором членстве как Грузии, так и Украины не стоит.
Роман ТЕМНИКОВ,
наш спецкор
banner

Советуем почитать