• пятница, 29 Марта, 09:08
  • Baku Баку 5°C

Качественное зерно - престиж страны

07 июля 2017 | 13:52
Качественное зерно - престиж страны

АГРОПРОМ
Говоря о продовольственной безопасности, ряд стран, в том числе и Азербайджан, подразумевают в первую очередь зерновую составляющую государственной стратегии, и это неспроста.
На душу населения у нас ежегодно приходится примерно по 200 кг одной только пшеницы в переводе на хлеб и хлебобулочные изделия. Потому не случайно Государственное агентство по материальным резервам при Министерстве по чрезвычайным ситуациям в очередной раз объявило о закупке произведенного в стране высококачественного зерна для Государственного зернового фонда.
Жаркая пора
Июль для селян - пора жаркая во всех отношениях, для хлеборобов же, собравших накануне в закрома урожай, тем более. Надо отметить, что уже с начала месяца Зерновой фонд начал закупать пшеницу у местных производителей посредством зерновых элеваторов МЧС «Сангачал» и «Гянджа». Не обошлось и без ведущих частных структур вроде ООО «Abşeron Taxıl» и «Bakı-Taxıl», известных компаний Karat-Holdinq, Karmen, Sarı sünbül и других структур, снискавших доверие правительства. Объявив закупочную цену в размере 300 манатов за тонну злака, кстати, меняющуюся в зависимости от конъюнктуры рынка, госагенство распространило требования, предъявляемые к качеству, отметив при этом, что не отвечающее им зерно приниматься не будет. Фермерам обязательно иметь при себе сертификаты качества пшеницы и привозить урожай на самосвалах. Но и это не все, так как закупаемый продукт должен отвечать более десяти параметрам качества, в том числе зерно должно быть «налитым», без сорняков и примесей, сухим, с высоким уровнем клейковины, при этом не допускаются сторонние запахи (керосин, бензин, чеснок и схожие вещества). Понятное дело, приемщики даже близко не подпустят также зараженное либо инфицированное зерно.
Несмотря на то, что пока еще не вся продукция местных фермеров отвечает заявленным требованиям, количественные показатели внутреннего производства, безусловно, растут. Так, по данным Министерства сельского хозяйства, только в течение последних 20 лет площадь сельхозугодий увеличилась в 2,4 раза, а объемы внутреннего производства зерновых за истекшие десять лет выросли почти в три раза - с 1 млн 18 тыс. до 3 млн 65 тыс. тонн. И хотя до рекордов нам еще далеко, местные хлеборобы уже собирают с полей до 1,8 млн тонн хлеба. Казалось бы, эти объемы должны с лихвой покрывать внутреннюю потребность страны в пшенице на уровне 1,3 млн тонн. Даже есть понимание того, что надо бы ввести механизм контроля за зерновыми ресурсами, за их качественными и количественными характеристиками на уровне специализированного госагентства, так как без этого трудно будет рассчитывать зерновой баланс, движение продукта, понимать, насколько обеспечены потребности в продовольственном и фуражном зерне. Причина в том, что структура при МЧС отвечает лишь за стратегические запасы, которые впятеро меньше потребляемых объемов. Причем эту систему надо бы отработать и отшлифовать таким образом, чтобы она устраивала все стороны: и участников рынка, и государство.
Поскольку речь идет о безопасности государственного уровня, не иметь полный контроль - значит, разрушить весь рынок страны и дать зеленый свет безответственности за производство и продажу некачественного зерна, которое может нанести вред здоровью нации. Вначале надо ввести такие штрафы, чтобы недобросовестным производителям мало не показалось, а потом уже упрощать законодательство, делая его более либеральным для предпринимателей и контролирующих органов. И это тем более актуально, поскольку нужен именно арбитр качества зерна, а не тотальный госконтролер, ведь качество - рыночный параметр, от которого зависит стоимость. В то же время государство должно владеть полной информацией о том, где и какого качества урожай собирается, но, к сожалению, такой всеобъемлющей информации у чиновников нет.
Не без внутренних проблем
Однако устойчивое развитие приоритетной отрасли не обходится без проблем, получивших огласку в недавнем заявлении главы управления Зернового фонда Зульфугара Мамедова. «Главной целью является удовлетворение большей части спроса за счет местного производства, - сказал З.Мамедов, выразив сожаление, что фонд пока не можем добиться поставленной задачи. - Наблюдения последних лет показывают, что местные фермеры производят зерновые культуры низкого качества. Либо у них нет соответствующего опыта, либо они не придают этому особого значения. Мы ежегодно объявляем местным производителям о закупках продовольственного зерна. В прошлом году урожай пшеницы был на уровне 1,854 млн тонн, однако на наши элеваторы к ноябрю минувшего года поступило лишь 58 тыс. тонн пшеницы, условно пригодной для выпечки хлеба. При этом в марте текущего года мы закупили у местных производителей до 100 тыс. тонн продовольственного зерна соответствующего качества. Местные производители не уделяют должного внимания твердым сортам пшеницы».
Так, у действующего в стране завода есть необходимость в закупке 35-40 тыс. тонн твердого зерна. К 2020 году его потребности достигнут 150 тыс. тонн зерна твердых сортов, и хотелось бы, чтобы они производились местными фермерами. Также выяснилось, что сегодня в Гяндже и окрестностях нашей столицы действуют крупные элеваторные комплексы, занимающиеся приемом зерна у местных производителей. «Здесь созданы условия для проведения бесплатного анализа зерна местных хлеборобов и его приема на местах, где действуют специальные лаборатории. Подготовлен также реестр элеваторов, чтобы узнать, сколько мы можем одновременно хранить зерна», - отметил глава управления Зернового фонда и призвал Минсельхоз открыть новые лаборатории в регионах страны для обеспечения большей эффективности этого процесса.
В чем причина?
Тем временем, по мнению эксперта в сфере сельского хозяйства Фуада Ализаде, пшеница местного производства действительно, невысокого качества, и в массе своей она непригодна для выпечки хлеба. «Это не новость, - сказал он в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй». - Известно, что местные мукомольные предприятия покупают российскую пшеницу и с большой неохотой принимают даже то небольшое количество продукции наших хлеборобов, которое может быть пригодно к употреблению. Надо признать и то, что климатические и природные условия не позволяют нашим фермерам выращивать пшеницу твердых сортов, а потому понятно, что ее приходится импортировать. При этом важно понимать, что импорт этой культуры не является чем-то неправильным или дефектным, даже с точки зрения продовольственной безопасности».
По словам нашего собеседника, Азербайджан вынужден закупать пшеницу, поскольку климатические и прочие условия нашей страны не способствуют развитию этой отрасли по примеру Западной Сибири, Казахстана и Украины. «У нас мало твердых сортов пшеницы - такова реальность, и не надо делать из этого трагедию. Да, мы можем развивать эту отрасль для продовольственной безопасности, развития животноводства и пр., но было бы рационально выращивать пригодные нашим климатическим условиям культуры, такие как хлопок, виноград, табак, рис, а на полученную прибыль закупать качественную пшеницу», - сказал Ф.Ализаде.
В Азербайджане себестоимость производства пшеницы намного выше, чем в той же России с развитым богарным земледелием. Такое земледелие выгодно уже тем, что не нужно поливать посаженные растения в сухом климате, поскольку урожай хлеба на богарных полях зависит от количества влаги в почве весной и от весенних дождей. По данным Ф.Ализаде, необходимость полива нерационально увеличивает расходы фермерских хозяйств, поскольку доходы от полученного урожая невысокие. «На поливных полях лучше выращивать более прибыльные культуры, затем обмениваться товаром, развивая тесные экономические, интеграционные связи с соседними странами. Конечно, некоторые объемы производства должны присутствовать с точки зрения продовольственной безопасности, но отказаться от импорта мы не можем», - считает он.
Эксперт разделяет точку зрения редакции, согласно которой, нужна полноценная государственная хлебная инспекция, так как эта процедура не потребует ни больших материальных затрат, ни изобретения велосипеда. «В советское время имелась сеть оснащенных всем необходимым оборудованием испытательных лабораторий и квалифицированных кадров с большим практическим опытом работы. Президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно говорил об этом. Помнится, на ноябрьской встрече с работниками зерноводческого хозяйства ООО «Qarabag Taxıl» Бейляганского района он даже поставил задачу в будущем экспортировать зерновые продукты, однако, конечно же, в первую очередь мы должны удовлетворить внутреннюю потребность. «Это позволит решить целый ряд проблем. При восстановлении государственного контроля граждане страны будут обеспечены качественными и безопасными хлебопродуктами, государство получит фактические данные о количестве и качестве зерна на всех этапах его обращения. А также позволит существенно повысить уровень продовольственной безопасности, стабилизировать зерновой рынок и создать для Азербайджана в перспективе имидж поставщика зерна гарантированного качества. С одной стороны, государство, осознавая необходимость создания системы самообеспечения страны высококачественным продовольствием, принимает стратегическую Программу продовольственной безопасности, с другой - государственные же чиновники упорно не желают внедрять полный государственный контроль, как ключевую часть механизма по ее воплощению. Считаю, что в становлении системы государственного контроля не заинтересованы некоторые коммерческие компании, давно обосновавшиеся на местном зерновом рынке крупные игроки, чьи меркантильные интересы явно не совпадают с интересами правительства, кровно заинтересованного в создании условий для дальнейшего роста зерновой отрасли и в исполнении государством своей роли в обеспечении блока вопросов, гарантирующих национальную безопасность - не только продовольственную, кстати, но и пищевую, биологическую, инвестиционную, экономическую, социальную…», - подчеркнул глава государства.
Тамара ХАЙРУЛИНА
banner

Советуем почитать