• среда, 24 Апреля, 01:26
  • Baku Баку 14°C

Предостережение не помешает

07 июля 2017 | 10:15
Предостережение не помешает

ПОЛИТИКА
Случилось то, чего не миновать, - на переговорах по Сирии в Астане не удалось согласовать механизм создания зон деэскалации, при этом Москва и Дамаск возложили ответственность за это на Турцию, которой необходимо время на принятие решений.
Камнем преткновения стали линии соприкосновения враждующих сторон и условия реализации создания четырех зон деэскалации - в провинции Идлиб, к северу от города Хомс, в Восточной Гуте и на юге страны. Единственным согласованным всеми участниками решением встречи стало принятие положения о создании совместной рабочей группы, которой и поручили доработать все операционные и технические условия создания упомянутых зон. Тем не менее страны-гаранты (РФ, Иран и Турция) в совместном заявлении по итогам переговоров выразили удовлетворенность прогрессом в определении границ территорий замирения.
Небольшую, но важную оговорку сделал глава МИД Сирии Башар аль-Джафари, назвав результаты встречи скромными, возложив ответственность на турецкую делегацию, которая «в пятый раз приложила все усилия, чтобы усложнить достижение положительных результатов». Примерно то же, правда, в обтекаемой форме, озвучил спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев, заявив, что турецкая делегация во время консультаций потребовала дополнительное время для согласования необходимых параметров и принятия соответствующего решения.
То есть вырисовывается картина, согласно которой все стороны хоть сейчас готовы к мирному процессу, и только официальная Анкара, попав в цейтнот, тянет волынку ввиду невыгодности положения, в которое может попасть вооруженная оппозиция. Дескать, именно турки спонсируют «неправильных» бойцов, вставляющих палки в колеса объединительного процесса. Но так можно договориться и до того, что они же развязали гражданскую войну против ничего не подозревавшего и мирно управлявшего государством Башара Асада, клан которого ни при чем.
Но тут есть один момент - затягивание Турцией принятия окончательного решения по зонам деэскалации, скорее всего, связано с тем, что Анкаре не удалось договориться с Москвой о получении контроля над городом Африн на северо-западе Сирии, где сосредоточены курдские боевики, от которых исходит гипотетическая угроза безопасности братской страны. Хотя незадолго до встречи в Астане стороны вели переговоры о заключении своего рода сделки: в обмен на помощь русских в передаче этого населенного пункта под турецкий контроль существовала возможность решения вопроса о создании зоны деэскалации в Идлибе, который контролирует вооруженная оппозиция. Есть еще одна деталь - Кремлю необходимо добиться расположения сирийских курдов, которые пользуются материальной, финансовой и методической поддержкой Вашингтона, с другой стороны, Ак Сарай - его официальный партнер по сирийскому урегулированию.
Вот тут как раз и «зарыта собака», так как упомянутые этнические военные формирования «намертво зафиксированы» американцами, и для них даже гипотетический разворот в сторону Москвы смерти подобен. По этому поводу президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган накануне так и сказал в том духе, что он видит нарастающий негатив и намерен повторить военную операцию «Щит Евфрата». Кроме того, он обратил внимание на тот факт, что страны, являющиеся стратегическими партнерами Анкары, «действуют заодно с террористами».
Очевидно, речь идет именно о США, которые, согласно заявке, обучают и оснащают вооруженные формирования курдов, чтобы использовать их в борьбе против так называемого «Исламского государства» (ИГ).
Излишне говорить, что это заявление Эрдогана вызвало серьезную озабоченность в России и США. Москва совершенно не заинтересована в военной эскалации между турками и курдами, ну а Вашингтон и вовсе не хотел бы, чтобы Анкара громила его единственный рычаг в Сирии. Кстати, на прошлой неделе глава братского государства обсудил данный вопрос по телефону с российским коллегой Владимиром Путиным, однако, судя по всему, северянам не удалось уговорить визави.
Тем временем появились сообщения о секретных переговорах между курдами и режимом Асада (что тоже не устраивает американцев) о возможности передать город Африн под власть Дамаска. Эти опасения связаны с возможным началом военной кампании поддерживаемой Анкарой Свободной сирийской армии, которая занимает 11 арабских деревень в северной части провинции Алеппо. Кстати, десятки курдских активистов и представителей интеллигенции призвали этнические военизированные отряды покинуть Африн и арабские деревни в северных пригородах Алеппо, чтобы предотвратить войну, являющуюся результатом их сепаратистской и экстремистской политики. Они также призвали к созданию гражданских и военных комитетов для активизации роли международных организаций, защиты прав человека и оказания гуманитарного давления на партию через международных финансистов и сторонников, чтобы та не вмешивалась в дела города Африна и передала власть в городе его жителям.
Скорее всего, угроза Эрдогана возымела действие на этнос, который, как говорится, «на собственной шкуре» время от времени испытывает эффективность турецкого оружия.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать