• суббота, 20 Апреля, 00:10
  • Baku Баку 15°C

Объединение невозможно

04 июля 2017 | 11:03
Объединение невозможно

КОММЕНТАРИЙ
Дональд Трамп в режиме блиц провел телефонные переговоры с руководством Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара. Говорил он, преимущественно, о единстве в регионе, играющем очень важную роль для выполнения целей прошедшего в Эр-Рияде саммита по нанесению поражения терроризму и содействию региональной стабильности.
Точка невозврата
Говоря о единстве, он педалировал собственную инициативу о прекращении финансирования терроризма. А ведь как раз на этом и строится конфликт между Катаром и его оппонентами, которые друг в дружку тычут пальцами. Просто Доха единственная столица на арабской улице, пытающаяся иметь хорошие отношения и с Ираном, и с Турцией, что раздражает королей и шейхов, считающих себя старшими по статусу. Потому они и разговаривают с ней недопустимым языком ультиматумов, содержащих 13 предусловий замирения.
Обратите внимание на основные из них: прервать связи с движением «Братья-мусульмане», выдать всех лиц, кого Эр-Рияд считает террористами, в вопросах политики, экономики и других сферах держаться в русле решений Совета сотрудничества стран Залива, закрыть диппредставительства в Тегеране и выплатить компенсацию за финансовые убытки от дипломатического кризиса. Если перевести это на язык улицы, получается, что Эр-Рияд, Абу-Даби и Каир пытаются посадить на колени визави, чтобы затем надеть на него ярмо кабальных обязательств.
Понятное дело, эти потуги поддерживает заокеанская дипломатия, но она же поддерживает строптивость Катара, вбивая клин между арабским содружеством. Потому строптивый эмир этих требований не принимает и желает вести дальнейший диалог на приемлемых условиях и принципах, поскольку не боится военных операций Саудовской Аравии и является сторонником сохранения дружественных отношений со всеми соседями, в том числе, с шиитским Ираном.
Пространство для маневра
Как видим, выдвинутые против Катара требования крайне унизительны и не оставляют ему пространства для маневра, однако страны Залива еще могут пожалеть о своей затее. Разрыв отношений с Тегераном, даже если брать чисто экономические потери, обойдется Дохе слишком дорого - придется сворачивать совместную с соседом разработку крупнейшего в мире нефтегазового месторождения Южный Парс. В политическом плане это потеря возможности лавирования между очевидными лидерами суннитского и шиитского мира.
Турция уже сейчас снабжает Катар продовольствием и другими товарами по воздуху со времени введения санкций (к настоящему времени совершено свыше 100 грузовых авиарейсов), а также отправила на днях в Катар первый морской транспорт с провиантом.
Катар получает также продуктовую помощь из Ирана, который ежедневно направляет в Доху морским путем порядка 1100 тонн овощей и фруктов. Иран также открыл свое воздушное пространство для международных авиарейсов в Катар, которым были запрещены полеты над Саудовской Аравией и другими странами.
Реальная картина
Как считает экспертная группа газеты «Каспiй», на наших глазах на Ближнем Востоке складывается новая геополитическая реальность. Перед лицом саудовской угрозы создается альянс Катара, Ирана и Турции, хотя, скорее всего, этот союз будет ситуативным. Тем не менее не этого добивалась Саудовская Аравия, затевая «наезд» на Катар.
Несмотря на то, что Трамп занял жесткую позицию по отношению к Дохе, обвиняя его в спонсировании терроризма «на высоком уровне», переход Катара в разряд союзников Ирана Вашингтон никак не устроит. Потому госсекретарь США Рекс Тиллерсон и предложил частичное выполнение ультиматума, что выглядит более компромиссным и реалистичным, чем восторги его патрона в Твиттере на следующий день после ультиматума.
«Приятно видеть, что визит в Саудовскую Аравию и встреча с королем и представителями еще 50 государств уже дает свои плоды. Они заявили, что займут твердую позицию в отношении финансирования экстремизма, и все указывали на Катар. Возможно, это станет началом конца ужасов терроризма», - написал Трамп в своем статусе.
Но в принципе, кое-что из требований соседей Катар действительно может выполнить. Например, смягчить тональность передач «Аль-Джазиры».
Однако не факт, что в Эр-Рияде желают скорого мира - потому не исключено, что новый наследный принц Саудовского Королевства Мухаммед бен Салман, который в значительной мере контролирует внешнюю политику страны, горит желанием поставить Катар на колени. Если это так, то до разрешения кризиса еще далеко.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать