• пятница, 29 Марта, 18:36
  • Baku Баку 14°C

Слова на ветер

30 июня 2017 | 12:33
Слова на ветер

СИТУАЦИЯ
То, что Германия является стержнем Евросоюза, ни у кого сомнений не вызывает, причем справляется она с возложенной миссией достаточно хорошо. На это, так сказать, свои причины. После войны Германия фактически была в изоляции, а после ее раздела на западный и восточный секторы между немцами пролегла пропасть. Свои плоды она продолжает давать и сейчас.
Однако разрушение Берлинской стены сделало свое дело, объединенная Германия резво пошла вперед, став, как мы уже сказали, лидером Евросоюза. Но в последнее время Евросоюз стало лихорадить, финансовый кризис в Греции стал создавать проблемы, Великобритания провела референдум о выходе из состава ЕС. Тут подоспели и выборы во Франции, которые преподнесли ряд сюрпризов.
Правда, как мы помним, чуда во Франции на президентских выборах не случилось. Хотя полгода назад казалось - либо Фийон, либо Ле Пен. Но истеблишмент Франции нашел собственного кандидата и всеми правдами и неправдами сделал его президентом. Теперь новый руководитель страны продолжает политику Олланда в отношении России - называет ее агрессором в Украине и отказывается признавать присоединение Крыма. Впрочем, счастья Евросоюзу это не принесет. И вот почему.
Макрон более радикален, чем Ангела Меркель, и дело здесь не в молодости, а в излишней амбициозности. В его понимании она оправдана - ведь в истории Франции не было такого, чтобы молодой кандидат ниоткуда вдруг завоевал доверие практически абсолютного большинства не только на президентских, но и парламентских выборах. То есть за Макрона говорят его амбиции, вера в то, что теперь ему позволено все. С Меркель все ясно. Она прекрасно знает, что Германия несет ответственность за европорядок в гораздо большей степени, чем Франция. И поэтому она вынуждена взвешивать каждое слово. Но не только она. В куда большей степени дипломатичность проявляют немецкие чиновники и бизнесмены.
Так, новый глава МИД Зигмар Габриэль до своего назначения выступал за постепенную отмену санкций против России, а после своего назначения ни разу не обмолвился о «вине» Москвы. Это лишний раз подтверждает, что Германия ссориться с Россией не намерена, более того, есть предпосылки, что эти взаимоотношения потеплеют.
Встреча Макрона с президентом Украины Петром Порошенко, так вдохновившая его, тоже может обернуться против него. Сразу стало ясно, что Макрон, оттеснив членов «нормандской четверки», решил взять на себя роль арбитра в конфликте Украины и Донбасса.
Макрон оказался слишком молодым руководителем - даже не в плане фактического возраста (ему всего 39), а психологически. Он, похоже, действительно верит в леволиберальные ценности и стремится их отстоять.
Интересную мысль высказал о Макроне русский советский писатель, диссидент Анатолий Гладилин, вот уже долгие годы проживающий во Франции. «Для Макрона главное - политкорректность, а не толковость», - сказал он. Гладилин не верит в то, что план Макрона, даже если он будет обозначен на бумаге, никогда не будет реализован, как и Минские соглашения.
По его мнению, Макрону кажется, что ВСУ три года не могут справиться с ватажкой лесных партизан. И нажми чуток на сочувствующую им Россию - все пойдет как по маслу. Это глубокое заблуждение: Донбасс по сути - это Приднестровье, имеющее сухопутную границу с Россией. Да и без российского влияния республики, особенно ДНР, и экономически, и в военном плане представляют значительную силу. И просто так взять и «реинтегрировать» их в Украину не удастся.
Вся эта проукраинская риторика Макрона имела бы смысл, оставайся Франция союзником США. Но в Белом доме сидит Трамп, которого Макрон обещал обуздать. Получается, Париж предпочитает быть под Берлином, которому предстоят парламентские выборы через три месяца, где будет решаться вопрос о доверии Меркель и ее «христианским демократам». Или Макрон сознательно пытается выдвинуть Францию на роль стержня европейского порядка, подменив тем самым немцев? Однако есть риск, что скоро синяков французам будет не пересчитать.
Если Макрон продолжит начатую им линию в связи с ЕС, он рискует стать катализатором новых очагов напряженности внутри Союза. Макрон в силу своей молодости будет насаждать свою политику, что, конечно же, не понравится лидерам многих европейских стран, съевшим не одну собаку на политическом поприще. Исход подобной политики Макрона может завершиться либо тем, что от него отмахнутся, либо посоветуют «не лезть в пекло вперед батьки». Пока же Меркель продолжает поддерживать молодого коллегу, но до поры до времени. То есть до выборов в сентябре. Если она еще раз получит вотум доверия (скорее всего, так и будет), мы вновь увидим волевую, властную Меркель. Макрону в этом случае придется подвинуться.
Али САИДОВ
banner

Советуем почитать