• вторник, 19 Марта, 07:27
  • Baku Баку 8°C

Дипломатический успех

13 августа 2016 | 10:16
Дипломатический успех

ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Прошедшая неделя оказалась богатой на масштабные политические события в большей или меньшей степени затрагивающих интересы нашей страны. В первую очередь, это прошедший в Баку саммит Президентов Азербайджана, России и Ирана, в ходе которого стороны обсудили различные аспекты двустороннего и трехстороннего сотрудничества и наметили перспективы. Еще одним важным событием стала встреча Президентов России и Турции в Санкт-Петербурге, положившая конец охлаждению в межгосударственных отношениях. Обо всем этом в интервью газете «Каспiй» рассказывает заместитель директора Института политических исследований (РФ) Дарья Гревцова.
- Какова ваша оценка в целом прошедшей в Баку встречи Президентов России, Ирана и Азербайджана?
- Дипломатический марафон Президента России Владимира Путина неслучайно начался именно с Азербайджана. Основной его целью было снизить напряженность на Южном Кавказе, по возможности выработать совместные решения застаревших проблем и запустить реализацию важных проектов. Баку для Москвы является другом и партнером, сложившиеся добрососедские отношения между нашими странами позволяют решать стратегические вопросы и реализовывать масштабные проекты. В составе российской делегации помимо главы государства было много официальных лиц из правительства и государственных кампаний, что говорит о серьезных намерениях в реализации совместных экономических и политических задач. По итогам встречи можно выделить несколько направлений договоренностей.
Во-первых, это реализация проекта транспортной магистрали Север-Юг, которая должна соединить транспортные системы России, Азербайджана и Ирана и открыть путь для товаров от Индии до Западной Европы. Это создает огромные экономические возможности для стран-транзитеров и тех стран, которые будут пользоваться возможностями транспортного коридора Север-Юг. Магистраль составит альтернативу нынешним способам доставки грузов из Персидского залива в Европу. Для российских кампаний это хорошая возможность получить контракты на строительство такой дороги, прежде всего, для кампании «РЖД», что, безусловно, выгодно для российской экономики.
Во-вторых, развитие экономического сотрудничества в нескольких направлениях между тремя странами: от энергетической сферы, сферы использования природных ресурсов, транспортных морских коммуникаций по Каспию до создания национальных банковских структур и уход от расчетов в долларах и евро, создание клиринговых центров, что повысит устойчивость финансового сектора Азербайджана, Ирана и России. Также обсуждались вопросы о правовом статусе Каспийского моря, торгово-экономическое и военно-техническое сотрудничество, проблемы региональной безопасности и противодействия терроризму, ситуация в Сирии и координация действий.
Надо отметить, что Москва интересна Баку и Тегерану как крупнейший экспортер качественного и недорого оружия. Наверняка в ближайшее время будут подписаны новые контракты и по военной технике. Кстати, Азербайджан заинтересовался закупкой самолетов «Руслан» и МС-21, контракт на покупку российских самолетов может быть подписан в 2017 году. Кроме того, в Азербайджане планируется открыть завод по сборке самолетов, а также центр модернизации вертолетной техники.
С Ираном обсуждалась возможность строительства завода по сжижению газа и своповых поставок с него СПГ в обмен на поставки Россией природного газа через Азербайджан на север ИРИ. Это открывает для РФ газовый рынок Юго-Восточной Азии, где более высокие темпы потребления газа. Участие Росатома в строительстве второго и третьего блока иранской АЭС «Бушер» и другие совместные проекты экономически выгодны трем странам.
В-третьих, важными можно считать и двухсторонний формат. Безусловно, главной темой на двухсторонней встрече между президентами Азербайджана и России был вопрос решения нагорно-карабахского конфликта. В этом году сложились очень важные предпосылки для его урегулирования, для временного исторического компромисса, суть которого основана на Казанской формуле - обмен районов вокруг Нагорного-Карабаха, которые контролируются Арменией, на экономическую деблокаду этой страны. И тогда азербайджанские беженцы из Нагорного Карабаха смогут вернуться на свои родные земли, а армянская экономика получит новое развитие. И на следующем уже этапе непосредственно решится статус самого Нагорного Карабаха и конфликт будет окончательно урегулирован.
Важно, что такой трехсторонний саммит собрался впервые и скорее всего это не последняя встреча. Цель таких саммитов не только в налаживании прямого диалога, но и повышении предсказуемости в международных отношениях. Эта встреча является, безусловно, дипломатическим успехом Ильхама Алиева.
- Насколько реально говорить по итогам этой встречи о выстраивании политической оси: Москва-Баку-Тегеран?
- Я бы не стала форсировать события и говорить о том, что после первой встречи будет построена такая ось. Существуют довольно серьезные противоречия, которые не способствуют этому.
Во-первых, Азербайджан является ближайшим союзником Турции, а Анкара находится в многостороннем религиозно-политическом конфликте с Тегераном. Баку не будет совершать действия, которые могут подорвать его стратегическое партнерство с Турцией. Во-вторых, Азербайджан ощущает проблемы от иранской политики - определенные силы стремятся поставить под контроль азербайджанских шиитов и сделать их более религиозными, Баку же является противником исламизации.
Если формирование оси Москва-Баку-Тегеран маловероятно, то создание оси Москва-Баку-Анкара, напротив, высоко вероятно. Россия и Азербайджан - стратегические партнеры и друзья, братскими народами считают себя азербайджанский и турецкий, между Анкарой и Москвой возобновился диалог, поэтому в ближайшее время мы еще увидим не один саммит с участием наших стран. Тем более Президент Турции Эрдоган предложил такой формат, Президент России Путин его одобрил, а Президент Азербайджана Ильхам Алиев давно готов к такому сотрудничеству.
- Насколько недавняя встреча президентов России и Турции в Санкт-Петербурге смогла снять все проблемные вопросы в российско-турецких отношениях?
- Встреча Путина и Эрдогана была обречена на успех, поскольку имело место главное - извинение турецкого Президента. Анкара находится в серьезном конфликте с Западом, потому более заинтересована в новых политических союзах. Основным противоречием сейчас является то, из-за чего начался конфликт - это Сирия. Но хочется надеяться, что компромисс будет найден. И мы должны найти такое решение, которое соответствует аналогичным высказываниям Путина по Нагорному Карабаху: «никто не должен чувствовать себя проигравшим и униженным». Жизненно важные интересы всех субъектов договоренностей должны быть учтены в этой договоренности, необходимо найти приемлемое для обеих сторон решение и тогда мир будет более-менее стабильным. Для достижения компромисса по сирийской проблеме идут серьезные переговоры, в которых участвуют руководители разведки и генеральных штабов. И это говорит о серьезности намерений.
По итогам встречи в Санкт-Петербурге было объявлено о возобновлении чартерных перелетов, будет прорабатываться процедура снятия визового режима для турецких граждан и отмена ограничений на наем турецких рабочих. Эмбарго на поставки сельхозпродукции может быть снято до конца года. Также анонсировано о возобновлении строительства газопровода «Турецкий поток» и, более того, турецкая сторона выразила готовность сама профинансировать этот проект на 50%. Статус стратегической инвестиции получило строительство АЭС «Аккую».
Стоит особо подчеркнуть, что большую роль в посредничестве и улаживании конфликта между Россией и Турцией сыграли Президент Азербайджана Ильхам Алиев и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В результате этой встречи будут намечены не только экономические и энергетические, но и гуманитарные проекты. Представляется, что очень позитивную роль на развитие российско-турецкого взаимодействия оказало бы создание российско-турецкого исследовательского центра, где ученые, эксперты, общественные деятели двух стран могли бы обмениваться информацией, чтобы лучше понимать друг друга и избегать конфликтных ситуаций. Сейчас такого независимого и эффективного экспертного центра в России нет, но есть все предпосылки для его создания.
- Насколько реально присоединение газопровода «Турецкий поток» к TANAP?
- Данный проект маловероятен, так как это потребовало бы объединения финансирования, менеджмента, технологий двух проектов. А это сложная задача, как с политической, так с экономической и управленческой точек зрения.
Но у Азербайджана и России есть понимание, что их проекты не должны конкурировать друг с другом, потому что это дало бы Евросоюзу козыри на переговорах, чтобы снизить цены и на российский, и на азербайджанский газ. Получается, более выгодно не столько конкурировать, сколько больше взаимодействовать с целью повышения цены на газ для ЕС, а значит заработать больше прибыли. ЕС выгодно понизить цену на топливо и для этого столкнуть в конкуренции азербайджанский и российский газ. Москве и Баку выгодно цены на газ, наоборот, максимально повысить - это создает условия для своеобразного картеля.
Еще одно направление сотрудничества - создание общего газового хаба. В случае временных сбоев с поставками газа в Европу одна сторона может взять у другой недостающий газ, чтобы не прекращать поставки, а при устранении неполадок вернуть его обратно. Для такого газового хаба уже нужна Турция. Но Анкара и сама заинтересована сформировать такой газовый хаб, чтобы сконцентрировать у себя потоки природного топлива в Южную Европу. Здесь Россия и Азербайджан должны, с одной стороны, сотрудничать с Турцией в создании газового хаба, - он выгоден всем трем сторонам. С другой стороны, Москва и Баку должны совместно ограничивать аппетиты Анкары, которая хотела бы, сконцентрировав у себя в хабе и российский и азербайджанский газ, выступать уже практически самостоятельным газовым игроком.
Роман ТЕМНИКОВ
banner

Советуем почитать