• пятница, 19 Апреля, 15:18
  • Baku Баку 25°C

Дробина для слона

22 июня 2017 | 10:06
Дробина для слона

ПОЛИТИКА
В Москве все чаще заявляют, что вводом американского контингента на территорию Сирии нарушаются нормы международного права.
Странно как-то получается - по умолчанию, гринго посредством сразу нескольких государств и военизированных структур и без того влияют на ситуацию на большей части страны, раздираемой гражданской войной. А тут вдруг замминистра иностранных дел, спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки Михаил Богданов назвал присутствие Соединенных Штатов на юге Сирии «абсолютно незаконным, так как нет по этому поводу решения ни Совета Безопасности, ни просьбы законных властей».
Робкая попытка монополизации
Если исходить из его логики, тогда исключительно российские военные абсолютно легитимны, так как находятся там по просьбе законных властей, все остальные же, включая признанных союзников вроде иранцев и турок, - на птичьих правах.
Поскольку Богданов говорит не от своего имени, уместно заметить, что руководство России занимается подменой понятий, руководствуясь принципом «не обманешь, не продашь» и пытается выдать легальность за легитимность.
Суть подхода Кремля к видению проблемы стала очевидна 15 сентября 2015 года на 70-й сессии Генассамблеи ООН, где Владимир Путин назвал президента Сирии Башара Асада «единственной легитимной силой в Сирии», хотя последний на тот момент контролировал примерно треть территории, утопил в крови восстание (проявив невероятную жестокость при подавлении протестов в провинции Хомс), на протяжении четырех лет вел гражданскую войну, жертвой которой стали сотни тысяч человек, применял против восставших химическое оружие.
Более того, будучи диктатором, он даже не является законно избранным президентом Сирии - очевидно, что результаты референдума по конституции 2012 г. и выборов 2014 г., которые позволили ему объявить себя президентом в третий раз, были «нарисованы». Тем более что оппоненты результатов этих голосований не признают и отказываются подчиняться его власти. Так что присутствие России вызывает не меньше вопросов, чем присутствие всех остальных желающих оттяпать кусок геополитического пирога.
Что же касается непосредственно бурной реакции МИД РФ, она связана с недельной давности переброской Пентагоном со своих иорданских баз в район Ат-Танф на юге Сирии высокомобильных ракетно-артиллерийских систем HIMARS. Это значительно расширяет присутствие там американских военных, которые проводят военные операции не против так называемого «Исламского государства» (ИГ), как это заявлено всеми игроками на этом поле, а против проиранских сил с целью вернуть своим союзникам успех в битве за контроль над границей между Сирией и Ираком. Примеров великое множество, потому как-то непонятно, почему пощечина в виде удара США по сирийской авиабазе Эш-Шайрат с использованием 59 крылатых ракет «Томагавк», была воспринята спокойно, а последние события встречены бурным протестом.
Качественно новое измерение
Как считает экспертная группа газеты «Каспiй», все это очевидные признаки того, что американское военное присутствие на юге Сирийской Арабской Республики обретает качественно новое измерение. Кстати, Иран обеспокоен американским присутствием не меньше, чем Россия, в Тегеране понимают, что стратегическая цель США - свержение Асада, которому ситуативные союзники обещали свою полную поддержку. А ведь именно для Ирана, а не для России, сохранение власти тирана является принципиальной задачей, поскольку в противном случае не только будет похоронена идея создания «шиитского полумесяца», вдобавок персы потеряют лицо и в регионе их вовсе перестанут воспринимать всерьез даже в качестве возмутителей спокойствия.
Все говорит о том, что война в Сирии приобретает новый формат - США с одной стороны, Россия и Иран - с другой превращают эту страну в арену противоборства. Наращивание Вашингтоном своего непосредственного участия во внутрисирийском конфликте заставляет думать, что Пентагон намерен спровоцировать Дамаск на ответные меры, которые дадут администрации Дональда Трампа основание для нанесения ударов по Дамаску с целью свержения режима. Кстати, муллократия тоже отнюдь не заинтересована в деэскалации сирийского конфликта, о чем говорит тот факт, что для нее крайне важно взять под свой контроль район Ат-Танф, где были нанесены первые удары проамериканской коалиции по союзным Асаду проиранским формированиям. Кроме того, недавние террористические акты в Тегеране, ответственность за которые взяло на себя ИГ, были явно рассчитаны на ответную реакцию со стороны южных соседей. В принципе, так оно и произошло.
На днях Корпус стражей исламской революции нанес баллистическими ракетами средней дальности удар по базам ИГ в провинции Дейр-эз-Зор. Президент Ирана Хасан Роухани заявил, что ракетный удар был адекватным, правильным, своевременным и необходимым шагом. Очевидно, что это решение принял Высший совет национальной безопасности Ирана, возглавляемый рахбаром аятоллой Али Хаменеи. Тем самым Иран встал на путь дальнейшего наращивания своего участия в сирийской войне.
Собственно, это и нужно Вашингтону, который объявил противодействие клерикальному режиму главной целью американской политики на Ближнем Востоке. Южане отлично понимают, что в стратегической перспективе в одиночку им не устоять против заокеанской державы, использующей удушающий прием, и по всей вероятности, рассчитывают на поддержку Кремля.
Так что Москва оказывается перед непростым выбором - либо активно выступить на стороне Асада и Хаменеи, поставив на карту свой потенциал и свое влияние, либо сыграть роль статиста. И в том, и в другом случае Россия окажется перед угрозой потери стратегической инициативы на Ближнем Востоке. Найдет ли Москва выход из этой ситуации, покажет время…
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать