• четверг, 28 Марта, 21:25
  • Baku Баку 13°C

Учиться и других учить

20 июня 2017 | 11:50
Учиться и других учить

ПОЗИЦИЯ
Франция с нетерпением ждала последнего дня закрепления власти вновь избранного президента Эммануэля Макрона. Речь идет о тех избирателях, кто собирался пойти на избирательные участки.
Странно, однако… Но для этого есть повод, причем достаточно весомый. Не хотят французы идти голосовать, и ничего с этим не поделаешь. Два раза - на президентских выборах и в первом туре парламентских они доказали это. Число голосующих уменьшалось с угрожающей статистикой.
Кандидатам в депутаты было отчего нервничать. Они в любом случае в результате голосования попадают в парламент, однако небольшое число их поддерживающих говорит о том, что вотум доверия уже ближе к уровню плинтуса. Второй тур голосования показал, что такое отношение к выборам - 40% избирателей - было только несколько веков назад, во время Французской революции.
Так или иначе, выборы состоялись, и их опять со значительным перевесом выиграла президентская партия. Предсказывают, что Макрон получит контроль над парламентом, получив 315 из 577 мест (перед вторым туром предсказывали более 400 мест - Авт.). Тем не менее Макрон получает мандат для проведения реформ, которые, похоже, будут иметь праволиберальный характер.
Сам факт победы партии Макрона на проходящих через месяц после президентских выборах в парламент для Франции не является чем-то исключительным. Такое во Франции бывает довольно часто. Свои симпатии к лидеру страны избиратели переносят на его сторонников или наоборот: популярность партии помогает кандидату в президенты победить. Что действительно беспрецедентно - так это масштаб успеха, которого достиг Макрон. Когда во Франции было, чтобы и президентские и парламентские выборы выигрывал новый человек, возникший в политике, как черт из табакерки, относительно недавно, да еще с политической силой, просто созданной с нуля? Да никогда. Более того, как показывают опросы общественного мнения, французы, в целом, испытывают к своему новому главе государства смешанные чувства. Собственно, об этом отчасти свидетельствует и низкая явка что на первом, что на втором туре парламентских выборов.
Не пришли на избирательные участки не только те, кто устал от политической чехарды, но и те, кто не доверяет Макрону. Он, как новый плод неизвестного происхождения, так и хочется надкусить, однако боязно, может его есть нельзя. А недоверие у многих из-за того, что Макрон сразу взял быка за рога, решив реформировать Трудовой кодекс. При этом прекрасно зная, что экономисты дружно называют французские законы о труде чуть ли не главными тормозами развития экономики. Одним словом, это гиблое дело. Фактически Макрон заранее готовит себе проект приговора. Для него не стало уроком и то, что именно его предшественник Олланд убедился в том, что к этой сфере стоит подходить очень осторожно: год назад предложение министра труда Мириам Эль-Хомри вызвало бурю протеста, в результате чего рейтинг Олланда рухнул.
Выигрыш Макрона основан на том, что он отлично воспользовался кризисом партийной системы. Сам, будучи выходцем из социалистов, он отдал предпочтение «голлистам», уйдя вправо. Он увидел, что «левых» и «правых» раздирают расколы, тут же смог забрать не только их голоса, но и привлек на свою сторону перспективных политиков.
Попали в парламент лидеры «Непокорившейся Франции» и «Национального фронта» Жан-Люк Меланшон и Марин Ле Пен. По идее, разброд и шатания в двух указанных партиях должны были дать шанс Меланшону и Ле Пен забрать больше голосов. Но не получилось. Ле Пен не смогла внятно объяснить избирателям, что же теперь главное для «Национального фронта» - сильная социальная политика и борьба с Евросоюзом или же старые добрые традиционные ценности.
Вдобавок в семействе Ле Пенов очередная ссора. Племянница Марин, Марион Марешаль, разругалась с главой предвыборного штаба тети, Флорианом Филиппо, обвинив его в том, что именно он ответственен за поражение на президентских выборах.
Меланшону еще больше не повезло со сторонниками. Единства крайне левых, как оказалось, хватило только на президентские выборы. А дальше посыпались взаимные претензии как идеологического, так и личностного плана. Все это, естественно, сказалось на результатах выборов. «Непокорившаяся Франция» выступила хуже, чем могла. Многие сторонники Меланшона, как, впрочем, и других оппонирующих партии «Вперед, республика» организаций, просто не пришли голосовать.
Как бы то ни было, Макрон получил карт-бланш для решительных перемен. Однако этот путь для него будет достаточно тернистым по нескольким причинам. О первой мы сказали - это низкий вотум доверия снизу, что подтвердилось на выборах. С другой стороны, в парламент попали в основном молодые, не искушенные в политике люди. То есть Макрону не только придется учиться, но и других учить. И последнее. Многое будет зависеть от того, как он выстроит отношения с ЕС, в частности, с Ангелой Меркель, любительницей панибратски похлопать по плечу. Если ей это удастся, Макрон просто станет «евросоюзным подкаблучником». Тогда сбудется пророчество Ле Пен: «Даже если я проиграю, Францией в любом случае будет руководить женщина».
Али ИБРАГИМОВ
banner

Советуем почитать