• пятница, 19 Апреля, 16:17
  • Baku Баку 25°C

В глухом тупике

18 июня 2017 | 10:12
В глухом тупике

ВЗГЛЯД
Российский историк и политический аналитик Олег Кузнецов дал пространное интервью российскому порталу «Москва-Баку», в котором речь шла о нагорно-карабахском конфликте, бездействии Минской группы ОБСЕ и интересах стран, призванных примирить, а на самом деле тормозящих переговорный процесс.
Напомним, что недавно глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров заявил, что договоренности по нагорно-карабахскому урегулированию несколько раз были на расстоянии вытянутой руки, но потом у сторон срабатывал какой-то инстинкт недоверия друг другу…
Ильхам Алиев отгадал казуистику Кремля
Подразумевая, что Лавров, видимо, имел в виду «руку Москвы», российский историк подчеркивает, что не раз и не два Москва впадала в крайнее благодушие и даже эйфорию.
Когда ей казалось, что в процессе переговоров ей, наконец, удалось переиграть Баку и заставить политическое руководство Азербайджана принять вариант урегулирования нагорно-карабахского конфликта, который был бы более выгоден Еревану. «Наиболее ярко подобная ситуация проявилась во время переговоров в Казани в июне 2011 года, когда Президент Ильхам Алиев разгадал казуистику Кремля и не стал подписывать документ, являвшийся, по сути, актом капитуляции Азербайджана и полного признания им итогов войны 1988-1994 годов в Нагорном Карабахе», - отметил О.Кузнецов.
Будучи проинформирован о деталях той встречи, российский историк утверждает, что когда Сергей Лавров что-то публично утверждает, то надо понимать, что он излагает вслух ту точку зрения, которая выгодна в данный момент времени стране, интересы которой он представляет, а не озвучивает объективную реальность. И когда российский министр иностранных дел говорит, что «необходимо согласовать целый ряд очень сложных деталей», в переводе с языка дипломатии это означает, что переговоры находятся в глухом тупике, и в настоящее время нет никаких реальных предпосылок для достижения компромисса между сторонами конфликта и вовлеченными в процесс урегулирования международными посредниками.
Мир для Саргсяна - полный крах
Касательно очередных армянских обвинений в адрес Азербайджана во время посещения сопредседателями Минской группы ОБСЕ Армении и оккупированного Нагорного Карабаха О.Кузнецов сказал, что не удивлен такой позицией армянского руководства, отметив, что правящий сегодня в Армении политический режим - это режим бывших полевых командиров незаконных вооруженных формирований сепаратистов Нагорного Карабаха. А по сути - международных террористов, пришедших к власти в этой стране в результате военной, но не политической победы в Карабахской войне. И пока Азербайджан официально не признает итогов этой войны, сам факт существования этого режима в Армении находится под угрозой. Причем под угрозой не только политического, но и чисто физического существования.
Война является для Саргсяна и его клики единственным внятным объяснением той глубокой депрессии, в который перманентно находится Армения последние десятилетия. Война - это средство мобилизации и консолидации армянского народа перед внешней угрозой, на фоне которой правящая элита Армении разворовывает собственную страну и обкрадывает свой народ. «Поэтому не стоит удивляться агрессивно-истерической риторике официального Еревана в современных условиях, никакой иной и сколько-нибудь конструктивной идеи у него нет и быть не может, потому что как только наступит мир на Южном Кавказе, правящий в Армении политический режим отправится или в братскую могилу, или на скамью подсудимых», - считает Олег Кузнецов.
Что касается заявления министра обороны Армении Вигена Саргсяна во время встречи с сопредседателями Минской группы о необходимости внедрения механизмов мониторинга ситуации и расследования инцидентов на передовой, то по мнению О.Кузнецова, из этого можно сделать вывод, что главное в этой ситуации вовсе не урегулирование конфликта, а его затягивание, ведь как ранее и отмечала азербайджанская сторона, мониторинг ничего не даст, это не решение конфликта, если решать - то серьезно, глобально. Так почему же Армения настаивает на таких, по сути, технических вещах, для чего ей это нужно?
Дело в том, отметил российский ученый, что, введение режима мониторинга на линии соприкосновения, а по сути - на фронте в Нагорном Карабахе, представляет собой яркий пример своего рода «заместительной терапии», когда нет желания или возможности лечить «болезнь», но необходимо создать видимость того, что процесс «лечения» идет успешно. «Главную причину такой инициативы я уже назвал: всеми правдами и неправдами подольше затянуть войну, чтобы максимально надолго продлить условия своего комфортного существования, а поэтому он готов инициировать все новые и новые внешне конструктивные идеи, лишь бы не начинать решение нагорно-карабахского вопроса в практической плоскости и начинать отвод войск без всяких предварительных условий со всех оккупированных территорий, включая и Нагорный Карабах», - отметил О.Кузнецов.
А что Минская группа?
Учитывая, что ОБСЕ для дипломатов из Минской группы является местом работы, лишиться которого никто из них не хочет, а завершение конфликта военным путем будет лично для них означать не только потерю места работы, но профессиональный и карьерный провал и крест на карьере, они представляют интересы своих стран, а никак не Армении или Азербайджана. Поскольку работа в составе Минской группы ОБСЕ для них - это всего лишь шаг в карьере на службе своему государству, которую они хотят продолжать и впредь. И «если бы МГ ОБСЕ интересовала суть, а не форма конфликта, то он уже давно был бы разрешен», убежден Олег Кузнецов.
Ученый объясняет это тем, что нагорно-карабахский конфликт включает в себя не только военное противостояние Азербайджана и Армении, но и очень многие аспекты глобальной политики, являясь инструментом или средством реализации геополитических амбиций абсолютно всех мировых центров силы, внимание которых традиционно притягивает к себе Южный Кавказ - как перекресток международных логистических путей и регион с богатыми запасами углеводородного сырья. И пока вся современная цивилизация вращается вокруг двигателя внутреннего сгорания, интерес этот к региону не угаснет, а каждый из центров силы будет использовать конфликт в собственных корыстных интересах, как реальный рычаг геополитического воздействия на все страны региона.
Чего ждать от НАТО
Российский историк напоминает, что после окончания «холодной войны» НАТО не только не прекратило своего существования, но и стало активно претендовать на роль единственного, а потому глобального центра вооруженной силы в мире. Исходя из такой позиции Альянса, любая гонка вооружений в мире или военно-техническое усиление какой-то страны, не являющейся членом этой организации, будь то Россия, Китай, Индия или даже Азербайджан, будет вызывать озабоченность НАТО. Эта организация видит себя мощной и вооруженной, стоящей над всем остальным слабым и безоружным миром, любая иная реальность ее не устраивает, как не устраивает монополию любая разновидность конкуренции.
Олег Кузнецов не уверен в том, что НАТО заинтересовано в таком урегулировании нагорно-карабахского конфликта, которое бы устраивало любую другую сторону, кроме нее самой. «Альянс будет стремиться использовать этот конфликт по максимуму в собственных интересах, пока он для него является инструментом сдерживания амбиций России на постсоветском пространстве, а поэтому его продолжение объективно выгодно для данной военно-политической структуры», - считает О.Кузнецов.
Дипломатия - профессия лукавая
Во время интервью Олег Кузнецов не раз подчеркивал, что дипломатия - профессия лукавая, а потому все то, что произносится вслух, нельзя воспринимать на веру. Как правило, министр иностранных дел любой страны говорит не для публики, он адресует свои слова очень узкому кругу не менее информированных, чем он сам, людей.
Касательно недавнего заявления министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъярова о том, что позиция азербайджанской стороны в вопросе нагорно-карабахского урегулирования остается неизменной, он высказал предположение, что речь идет об известном для всех участников переговоров рабочем документе, который содержит в себе текстовую формулировку позиции азербайджанской стороны. Такой документ заранее «для памяти» предоставляется всем остальным участникам переговоров, чтобы всем с самого начала было понятно, какие темы та или иная сторона готова обсуждать. Главное в словах главы МИД Азербайджана то, что данное заявление последовало как ответ на какое-то недавно сформулированное негласное предложение скорректировать позицию Баку по содержанию переговоров, на которое Эльмар Мамедъяров ответил категорическим отказом.
Комментируя высказывание министра культуры и туризма Азербайджана Абульфаса Гараева о высокой роли России в качестве страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, О.Кузнецов отметил, что в начале мая он накоротке имел встречу с руководителем комитета по правовым вопросам Милли Меджлиса Али Гусейнли, который одновременно является сопредседателем межпарламентской рабочей группы «Россия-Азербайджан». «Он сказал мне, что позиция Москвы в вопросе нагорно-карабахского урегулирования хотя и не отвечает на все 100 процентов интересам Азербайджана, но при этом является наиболее адекватной и взвешенной в сравнении с позицией Франции или США. Опираясь на эти слова Али Гусейнли, который, несомненно, более глубоко погружен в политический контекст переговоров, можно говорить о том, что слова азербайджанского министра культуры и туризма, сказанные 12 июня - на мероприятии по случаю Дня России, не лишены достаточного реального основания», - сказал политаналитик.
Армения против мусульманского мира
Надо отметить, что Олег Кузнецов является автором монографии «История транснационального армянского терроризма в ХХ столетии», а потому на высоком профессиональном уровне владеет информацией по данному вопросу. Опираясь на известные ему документально подтвержденные сведения, он с полной ответственностью утверждает, что преступления против коренных жителей Нагорного Карабаха совершались армянскими боевиками не по национальному, а именно по религиозному принципу. Жертвами преступлений армянских террористов были не только этнические азербайджанцы, но также турки-месхетинцы и курды, исповедовавшие ислам, поэтому речь должна идти не об этнических, а именно о религиозных чистках в Нагорном Карабахе
Тамилла НУРИЕВА
banner

Советуем почитать