• пятница, 26 Апреля, 18:58
  • Baku Баку 22°C

Изоляция нипочем

14 июня 2017 | 10:05
Изоляция нипочем

ПОЛИТИКА
Все крупные игроки геополитики осудили воздушную блокаду Катара, даже США, а вот правительство Великобритании до последнего момента словно в рот воды набрало. Хотя что тут удивительного - с точки зрения международного права подобное эмбарго незаконно.
Более того, налицо гуманитарная проблема - из-за ограничения на полеты и закрытых границ многие катарские семьи оказались разделены.
Возможно, глава МИД Великобритании Борис Джонсон и дальше продолжал бы играть в молчанку, но усовестил его прямо на встрече в Лондоне катарский коллега Мухаммед бен Абдель Рахман бен Джасем Аль Тани. Скорее всего, выжидание просьбы - это тактический английский «тихий ход», поскольку завтра-послезавтра в столицу Туманного Альбиона слетятся главы МИД стран-обидчиц эмирата.
Умный гору обойдет
Понятное дело, призывы Джонсона, а несколькими днями ранее его заокеанского коллеги Рекса Тиллерсона не могли быть не услышаны - уже вчера стало известно, что власти Саудовской Аравии и ОАЭ разрешили авиакомпаниям из третьих стран использовать свое воздушное пространство и аэропорты при рейсах в Катар и из него.
Давно бы так, тем более что разрешительные изменения носят чисто технический характер - теперь частные и чартерные рейсы авиакомпаний третьих стран могут заходить в их воздушное пространство по пути в Доху при условии получения предварительного разрешения не менее чем за сутки и при наличии полной информации о рейсе, включая имена пассажиров и характер груза.
Что касается морской блокады, эмир обошел ее с помощью Омана, начав использовать порты султаната вместо портов ОАЭ. Ранее крупные грузовые корабли для Катара заплывали в большой порт в Абу-Даби (ОАЭ), там груз передавался малым судам, которые имели возможность доплыть до берегов эмирата.
Дипломатическая шумиха
Вообще непонятен механизм действенности обид на арабской улице, где каждый сам по себе. Представьте, в список содружества стран Залива входит 10 государств, из которых семеро перестали водиться «с пособником терроризма», а трое (Кувейт, Иордания и Оман) очень даже неплохо с ним ладят. То есть это говорит о том, что эффект дипломатической шумихи незначителен, а изоляция условна.
Кроме того, Катар слишком богат, чтобы им можно было с легкостью понукать - благодаря огромным запасам природного газа там самый высокий в мире уровень доходов на душу населения. Экономика, конечно же, частично пострадает от торгового эмбарго и запрета на поездки, но это, как говорится, не смертельно.
Так что можно и не реагировать на действия соседей, тем более что Доха - слишком важный региональный игрок, чтобы ее участие в ближневосточной политике можно было полностью заблокировать. К тому же здесь размещается авиабаза Эль-Удейд, передовая оперативная база США в их декларируемой борьбе с так называемым «Исламским государством» (ИГ).
Почти бильярд
Тем временем эмирату преодолевать изоляцию помогают прежде всего Турция и Иран. По распоряжению президента Турции за последние пять суток туда было совершено 15 рейсов грузовыми самолетами А330, которые трижды в день вылетают из Измира, доставляя продовольствие «осажденным». Кстати, отличились в этом деле и наши южные соседи - они направили в зону относительного бедствия 5 самолетов с продовольствием.
Причина консолидации очевидна - обе страны против того, чтобы кто бы то ни был, а тем более саудиты, посылали неадекватные сигналы относительно того, чтобы государства региона шли в фарватере их внешней политики (иначе, мол, им придется дорого заплатить). С Тегераном все просто - шииты против суннитов, да и Анкару понять нетрудно - почти пять столетий Стамбул был столицей халифата, а саудовские короли лишь меньше века назад благодаря британцам назначены «владыками» двух основных святынь исламского мира.
Правда, слово англичан имеет большой вес в прекращении арабской междоусобицы, однако сегодня в нынешней диспозиции «последними смеются» американцы, сохраняющие раскол в странах Залива своей двойственной внешней политикой. С одной стороны, визит президента Дональда Трампа в Эр-Рияд как бы показал, кто есть кто в иерархии монархий, с другой - США извлекают от сотрудничества с Катаром пользу.
Например, в мае 2014 года Доха убедила талибов обменять сержанта американской армии Боуи Бергдала на пять узников Гуантанамо, да и американский журналист Питер Тео Кертис был освобожден после двухлетнего плена в Сирии и передан представителям ООН при ее посредничестве. Однако если раньше американской дипломатии удавалось разруливать разногласия и поддерживать мир, нынешняя администрация демонстрирует игру в бильярд, ударяя по всем шарам в надежде загнать их в лузу хотя бы в долгосрочной перспективе.
Борьба противоречий
«Главной причиной разрыва дипломатических отношений ряда арабских стран с Катаром является стремление его правительства проводить более самостоятельную политику в регионе», - сказал в беседе с корреспондентом газеты «Каспiй» глава клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде. По его словам, Эр-Рияд претендует на роль лидера монархий Персидского залива, а оппонент пытается свести это лидерство к нулю:
- Катар и Саудовская Аравия поддерживают в разных странах соперничающие группировки. Столкновения этих группировок провоцируют и конфликты региональных интересов между этими странами. Так, Катар поддерживает ХАМАС, Саудовская Аравия - ФАТХ и ООП, Катар - «Братьев мусульман», Саудовская Аравия же считает их своими идейными врагами. Кроме того, Катар, хоть и опосредованно, поддерживает связи с оппозиционными группами в ряде стран, включая соседние. И это не может не влиять на их взаимоотношения, так как они весьма активно примеряют роль ведущих партнеров Вашингтона в регионе, пытаясь сконцентрировать внимание на своей роли в этом процессе. Благодаря саммиту в Эр-Рияде мы знаем, кто является главной опорой США на арабском Востоке, и это было сигналом к активизации действий саудитов в направлении нейтрализации основных соперников, в первую очередь Катара.
В то же время активизация Дохи, ее самостоятельные попытки выстроить особые отношения с Тегераном, Багдадом и прочими игроками могли быть расценены Эр-Риядом как попытка привлечь внимание Вашингтона на возросшую роль Дохи в ближневосточной политике. В любом случае такие действия заметно искажали картину и создавали впечатление реальной многополярности в арабском мире, что в конечном счете могло бы превратить разыгрывающуюся «симфонию» борьбы с терроризмом в настоящую «какофонию». Сложившаяся ситуация чревата расколом арабского мира и ставит под сомнение эр-риядские договоренности, как и общие усилия по противодействию терроризму в регионе. Такая ситуация на руку лишь деструктивным силам, чем они, скорее всего, постараются воспользоваться, перегруппировав силы на фоне отвлекающих от борьбы с терроризмом действий региональных акторов.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать