• пятница, 26 Апреля, 12:22
  • Baku Баку 23°C

На Ближнем Востоке без перемен

13 июня 2017 | 10:05
На Ближнем Востоке без перемен

ВЗГЛЯД
Что бы ни говорили в МИД России, как бы ни выражали готовность поддержки попавшему в изоляцию Катару, руководство этой страны пока не готово менять вектор политических пристрастий.
Предпочтения ее таковы, что в качестве «продовольственных доноров» она избрала Турцию и Иран, что вполне естественно в рамках геополитической диспозиции.
Все же сближение налицо
Накануне министр иностранных дел необъединенного эмирата Мухаммед бен Абдель Рахман Аль Тани все же посетил своего российского коллегу Сергея Лаврова, несмотря на множество разногласий в прошлом.
Помнится, Доха не только не признавала СССР до 1988 года, но даже наряду с саудитами финансировала афганских моджахедов - лишь перестройка в ту пору растопила лед неприятия… Да и в новейшей истории были сплошь барьеры - так называемый чеченский след, словесная перепалка в стенах ООН и много разного прочего могут рассказать искушенные дипломаты. Оказывается, мороз был связан с привязкой Катара к «братству» стран, расположенных у берегов Персидского (по другой версии, Арабского) залива.
Так вот, переговоры Лаврова с Аль Тани состоялись, и это уже можно считать подвижкой на фоне стены отчуждения. Примечательно, что официальная Доха языком главы МИД заявила, что не нуждается в гуманитарной помощи, мол, жители страны пока не почувствовали последствий блокады. Якобы стратегических запасов потребительских товаров там хватит по меньшей мере на целый год, при этом 95% из них доставляется в эмират морским путем и по воздуху, и только 5% - через сухопутную границу с Саудовской Аравией.
Однако в середине прошлой недели эмир ближневосточного государства провел с Анкарой и Тегераном предметные переговоры о поставках воды и продовольствия из-за эмбарго со стороны соседних стран, которые обвинили Доху в поддержке терроризма и разорвали с ней дипломатические отношения.
Оба упомянутых партнера также прилагают усилия, чтобы разрешить дипломатический кризис, в центре которого оказался эмират. Так, на днях Великое национальное собрание Турции одобрило законопроект, согласно которому войска получат возможность проводить совместные военные учения. В рамках другого одобренного законодателями документа местная жандармерия сможет заниматься тренировкой своих арабских коллег. В переводе на нормальный язык это значит взятие турками тамошних интересов под свое крыло - и это связано не только с инвестициями и экономической политикой, но и с близостью взглядов лидеров двух стран.
Неприемлемое давление
У Анкары с Эр-Риядом, кстати, в последнее время, не в пример поре тридцатилетней давности, тоже хорошие отношения, однако давление, которое королевство оказывает на своего соседа, слишком велико и необосновано. Братская страна не хотела бы, чтобы конфликт затянулся и перебросился на другие страны.
Кстати, создание там в 2014 году турецкой базы было обусловлено как раз давлением со стороны государств Залива, правда, сейчас на военном объекте, рассчитанном на 3 тыс. военнослужащих, находится не более 150 человек. Но это пока, скоро будет все 30 тыс., причем вряд ли развертывание дополнительных турецких сил станет поводом для эскалации в регионе, так как решение о создании базы было принято раньше. Военный контингент не собирается участвовать в каких-то операциях, так как против Катара никакой военной операции пока не планируется, да и не будет ее, хотя наличие иностранного контингента может охладить горячие головы из внутренней оппозиции тоже.
По этому поводу президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявлял, что санкционная политика по отношению к Катару не является выходом из проблемы. «В период, когда исламским странам особенно нужны солидарность и сотрудничество, эта ситуация никому в нашем регионе не принесет пользы. С одобрением воспринимаем хладнокровие Катара, и дальше продолжим развивать с ним отношения», - откровенно сказал он, пообещав сделать все от него зависящее, чтобы кризисная ситуация разрешилась дипломатическим путем.
К слову, чтобы доказать свою непричастность к терроризму, официальная Доха за $2,5 млн наняла юридическую фирму бывшего генерального прокурора США при администрации Джорджа Буша-младшего Джона Эшкрофта, которая проведет полный аудит деятельности, направленной на прекращение финансирования этого явления.
Что это было?
Политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов, поясняя ситуацию корреспонденту газеты «Каспiй», сказал, что это чистой воды столкновение интересов региональных держав:
- Каждое из государств и в первую очередь Саудовская Аравия предпринимают шаги, отвечающие их интересам. Цель изоляции Катара - нанесение превентивного дипломатического удара по отношениям Тегерана с Дохой, которая, будучи суннитской столицей, слишком далеко зашла во флирте с шиитскими клерикалами. В создании напряженности проявляет себя и энергетический фактор. В свое время был проект строительства газопровода по маршруту Катар-Турция-Европа. Однако арабские революции, а также война в Сирии притормозили его реализацию. Возможно, этот проект вновь стоит на повестке дня, так как особенно в последние годы отношения с Анкарой развиваются в нормальном русле. Оба государства расположены в стратегически важных регионах. Турция заинтересована в поставке туда некоторых стратегических видов продукции в обмен на уже вложенные инвестиции в размере около $20 млрд. Именно по этим, а также некоторым другим причинам для Анкары важно быть рядом с Катаром. Именно по этой причине было принято решение о размещении там военного контингента.
Кстати, весьма близкий братской стране Пакистан предпринял аналогичный шаг для защиты своих интересов, а это уже серьезная ось партнерства, не позволяющая саудитам разговаривать с «младшим братом» с позиции силы. Нельзя, конечно, полностью исключать возможность новых столкновений в этом регионе при том, что сразу столько государств начинает открыто проявлять свою заинтересованность, желая продавливать собственные интересы в регионе, тем не менее, военная конфронтация в случае с Катаром пока исключена.
Салех БАЯТ
banner

Советуем почитать