• пятница, 29 Марта, 09:46
  • Baku Баку 5°C

Мэтр комментаторского цеха

10 июня 2017 | 14:32
Мэтр комментаторского цеха

Известный в прошлом голкипер «Нефтчи», а также многолетний футбольный комментатор Чингиз Исмайлов, проводивший домашние матчи чемпионата СССР с участием «нефтяников», дал интервью газете «Каспiй».
- Чингиз муаллим, как и где вы начали заниматься футболом?

- Это было время, когда весь Баку играл в футбол. Не было такой улицы или двора, чтобы оттуда не доносился звук мяча. Мы жили по улице Лермонтова, напротив ЦК партии, и мяч нам заменяли старые чулки, замотанные в клубок. Потом появились резиновые мячи. Учился я в школе №199 Дзержинского (ныне Ясамальского) района, где преподавателями физкультуры работали Тофик Бахрамов (знаменитый футбольный арбитр, обслуживавший финальный матч чемпионата мира 1966 года в Англии) и Джавид Азимов (его именем названа гимнастическая школа в Баку). У нас был небольшой спортивный зал с баскетбольными кольцами. Я защищал цвета школы в футболе и баскетболе, так как ростом обделен не был.
- Все рвутся забивать голы, а вы пошли в ворота. Почему?
- В воротах у меня лучше получалось. Да и баскетбол помог. Мне часто приходилось прыгать и ловить мяч.
- Попасть в «Нефтчи», где мечтали играть все футболисты республики, было сложно. Каким оказался ваш путь в главную команду Азербайджана?
- Наша семья переехала в поселок Бакиханова, недалеко был военный городок. Мы часто играли там в футбол, и меня заметил Толя Миронов, живший по соседству. Он пригласил в команду «Лениннефть» Сабунчинского района, где моим первым тренером был Иван Шерехов.
В 1955 году пошел служить в армию, где продолжил заниматься футболом. На зональных соревнованиях среди военнослужащих наша команда ПВО заняла второе место. Мою игру оценили и пригласили вместе с другим вратарем - Гюндузом Джафаровым - в «Нефтчи», откуда за нарушение режима был отчислен голкипер Юрий Лушников. Так я в том же году оказался в главной команде республики, которую тренировал москвич Виктор Новиков, а основной ударной силой на поле были Ахмед Алескеров, ставший впоследствии заслуженным тренером четырех республик Союза, и Борис Сичинава. Первое время я сидел в запасе, но потом стал выходить в основном составе. До 1960 года «Нефтчи» играл в классе «В», тогда не было Высшей и Первой лиг. Потом реформировали чемпионат СССР, и в Высшую лигу определили по одной команде из каждой республики. Тогда же в «Нефтчи» из московского «Динамо» вернулись Алекпер Мамедов, Юрий Кузнецов, которые взяли с собой своего друга Адамаса Голодца.
- Насколько сложно было удержаться в главном дивизионе СССР?
- Тогдашний регламент позволял каждой команде два года не вылетать из элиты. В «Нефтчи» поочередно работали главные тренеры из Москвы. После Новикова были Олег Тимаков, Веньямин Крылов, а в 1961 году пригласили знаменитого Бориса Аркадьева. Начали формировать команду, в чем помогал Алик Мамедов, как капитан. Появились Семиглазов, Трофимов, Брухтий, Адиль и Яшар Бабаевы, Аскеров, Терентьев, Поташов - сливки азербайджанского футбола. Я был первым вратарем, дублером - Володя Косенков. Параллельно учился в физкультурном (ныне Азербайджанская государственная академия физкультуры и спорта) институте, но после второго курса ушел и поступил на журналистский факультет в Азербайджанский (Бакинский) государственный университет.
- Какой матч для вас оказался самым запоминающимся в карьере?
- Разные случаи, связанные с футболом, приходят на память. Например, в 1962 году мы выиграли у «Спартака» в Москве со счетом 2:1 при 80 тысячах зрителей. Или когда с «Динамо» (Кировабад) вышли в Первую лигу. Так получилось, что когда родился мой первый сын, я был вместе с «Нефтчи» в Минске, а при рождении второго - уже в качестве комментатора работал на Спартакиаде школьников в той же Беларуси.
Был и трагичный случай. В 1957 году мы вернулись из Свердловска, где играли против СКА, и мне сказали, что мать тяжело больна. А на следующий день после похорон меня попросили встать в ворота в матче против ереванского «Спартака», в котором, кстати, мы победили. Помню, я вышел на поле небритым, что было не принято в те годы.
- Вратари зачастую с открытым забралом лезут в пекло событий, не щадя своего здоровья. Удалось ли вам избежать серьезных травм?
- Как-то в товарищеском матче в Иране мне повредили бутсой бедренную мышцу. Наш врач Людмила Багрий удивлялась, как я играл с такой травмой. В составе кировабадского «Динамо» я получил травму в Куйбышеве, после чего мне сделали операцию на позвоночнике. Попадало и ниже пояса. Говорили, что настоящий футболист не может обойтись без травм. Юра Кузнецов из-за перелома ключицы на год выбыл из строя. А он тогда защищал цвета московского «Динамо» и сборной СССР, был чемпионом Союза.
- Мне довелось застать вас уже в роли комментатора. Вы долгие годы вели домашние матчи чемпионата СССР с участием «Нефтчи».
- Как раз после операции я закончил карьеру и стал младшим редактором при Госкомитете телерадио. Параллельно в 1973 году на общественных началах тренировал команду НБНЗ, которая выступала в любительском чемпионате. Вообще на телевидении я проработал с 1969 по 1986 год, став заместителем главного редактора.
- Приходилось сталкиваться с трудностями в роли комментатора?
- «Нефтчи» как-то играл в Одессе, и к началу матча на стадионе не смогли наладить связь. Первые 15 минут я вел репортаж из кабинета директора стадиона, видя три четверти поля.
Был и очень приятный момент, когда в 1976 году «Нефтчи» выиграл в Ивано-Франковске у «Спартака» и за два тура обеспечил себе второе место и выход в Высшую лигу. Тогда наша команда впервые своими силами вышла в элиту.
- Московское «Торпедо», насколько помню, было очень неудобным соперником. «Нефтчи» на протяжении многих лет не мог победить «автозаводцев» в Баку.
- Еще в пору моего выступления в 1961 году мы проиграли «Торпедо» в Баку со счетом 1:7. Тогда у них выступали Слава Метревели, Валерий Воронин, Валентин Денисов, Валентин Иванов. А в 1987 году, когда я работал начальником в «Нефтчи», мы заняли место в первой десятке. Последние два матча проводили в гостях. Сначала с опозданием из-за плохой погоды прилетели в Харьков, где футболисты выпили бульон и вышли на поле против «Металлиста», победив 2:0. Тогда хорошо отстоял в воротах Александр Жидков, а голы забили Искендер Джавадов и Машалла Ахмедов. Затем отправились в Москву, где сыграли 2:2 с «Торпедо» и заняли итоговое девятое место в чемпионате. А на следующий сезон мы дошли до финала Кубка Федерации футбола, проиграв «Кайрату» 1:2.
- Именно из «Торпедо» впоследствии в «Нефтчи» перешел Вячеслав Чанов, ваш коллега по амплуа, долгие годы бывший вторым номером сборной СССР после Рината Дасаева.
- Он неплохо стоял, но его пик формы был позади, поэтому, отыграв сезон, он уехал. К тому же у «Нефтчи» появился Жидков, которого мы присмотрели в ростовском спортивном интернате. За ним охотились московские ЦСКА и «Динамо». Тогда был закон о службе в армии, и мы его быстро устроили учиться в медицинский институт, откуда в армию не брали (смеется).
- Помнится, ближе к распаду СССР матчи против «Арарата» игрались на нейтральном поле.
- После известных событий 1988 года нам с «Араратом» пришлось определиться с местом проведения матчей. Я, как начальник команды, полетел в Ереван. В беседе с их главным тренером Аркадием Андреасяном мы решили сыграть оба матча вничью. В Волгограде, где мы выступали в роли хозяев, встреча завершилась со счетом 1:1, а в Кишиневе - 0:0. Тогдашний глава Федерации футбола СССР Вячеслав Колосков, узнав о нашем решении, выдохнул и сказал: «Слава Богу»...
- Как вы думаете, почему «Нефтчи» так ни разу и не удалось стать чемпионом СССР, в то время как «Днепр» в 1980-х сделал это дважды?
- Все зависит от подготовки молодого поколения. Та система, что была заложена в 60-е годы, была расформирована. Мало внимания уделялось детскому футболу. Например, в составе «Арарата» в год их чемпионства было пять уроженцев Азербайджана. Эдуард Маркаров провел более 300 матчей за «Нефтчи», прежде чем уехать в Ереван. Кроме того, у них было много краснодарских армян и русский вратарь. У нас же лучших футболистов сразу забирали другие клубы. Взять хотя бы Жидкова, Виталия Шевченко.
- В первые годы независимости футбол в стране переживал нелегкие времена...
- СССР как страна дала трещину уже в 1988-м. Постепенно из чемпионата выбыли клубы Литвы, Грузии, Украины. В 1992-м мы еще готовились выступить в чемпионате Союза, но… С 1994 по 2003 годы я был генеральным секретарем АФФА, и мы получили право играть в отборочном цикле чемпионата Европы-1996. Тогда, согласно правилам УЕФА, после распада СССР каждый футболист был волен выбрать одну страну, за которую хочет выступать. Мы взяли Жидкова и других наших футболистов, игравших за рубежом, а также Дени Гайсумова. Сыграли товарищеский матч против Грузии, чтобы отметить в протоколе футболистов.
- Домашние игры того отборочного цикла Азербайджан проводил в Турции.
- Стадион имени Тофика Бахрамова тогда не подходил для матчей столь высокого ранга. В итоге глава АФФА Фуад Мусаев встретился с президентом турецкой Федерации Сенешем Эрзиком и договорился о проведении матчей в Трабзоне. В том отборочном цикле Азербайджан взял только одно очко в матче с Польшей. Хотя к 3-й минуте игры с Израилем должны были вести 2:0, однако Вели Гасымов и Назим Сулейманов упустили хорошие моменты. А соперник поймал нас на контратаках и выиграл. Домашний матч с Францией (0:2) тоже прошел на хорошем уровне. А в последующих отборочных циклах были одержаны победы над Швейцарией (1:0), Словакией (2:0), взято четыре очка в играх с Сербией и Черногорией (2:2 и 2:1).
- Чего еще удалось добиться на посту генерального секретаря АФФА?
- Был построен стадион «Шафа», на котором выступала одноименная команда, ставшая обладателем Кубка страны. Там занимались и детско-юношеские команды. Кстати, воспитанники этого клуба до сих пор играют в различных коллективах, защищали цвета сборной Азербайджана. А на внеочередной конференции АФФА в 2003 году избрали нового президента Ассоциации вместо Фуада Мусаева. Мне предлагали остаться в роли заместителя генсека, но я отказался. С тех пор безработный.
- Что надо делать для исправления сегодняшней ситуации в «Нефтчи»?
- Речь не только о «Нефтчи». Когда принимали закон о развитии футбола (2005-2015), сколько команд играло в Высшей лиге? 15-16, а сейчас 8. Да, есть футбольная академия, но нет интернатов. С момента начала той программы прошло 12 лет - и где сейчас наш футбол?
- Дети пошли по вашим стопам?
- Старший сын был легкоатлетом, становился чемпионом Баку среди спринтеров, учился в спортивном интернате, окончил физкультурный институт. Сейчас проживает в Германии. Младший занимался прыжками в воду.
- Чингиз муаллим, здоровья вам и долгих лет жизни! Спасибо, что уделили нам время.
Тельман АМИРАСЛАНОВ
banner

Советуем почитать